то впоследствии все же пробуждает к новой деятельности
силы воображения, интуиции, самопознания и самореализации, в результате чего
преобразуются или отмирают старые системы и формулы, совершаются новые
эксперименты и в конце концов открываются более широкие потенциальные
возможности и вводятся в действие новые комбинации сил. Эта двоякая
деятельность интеллектуального разума - который утверждает и реализует свои
идеи, а затем в должный срок вновь подвергает сомнению все достигнутое,
чтобы утвердить новое, который устанавливает принцип и закон и освобождает
от принципа и закона - обеспечивает прогресс человечества, пусть на
отдельных стадиях он и не представляется очевидным.
Но деятельность интеллекта направлена не только вовнутрь и вовне, на
нашу внутреннюю и внешнюю жизнь, в стремлении понять ее, определить ее
нынешние закон и организацию, а также будущие возможности. Интеллект
способен проникать взором ввысь и вглубь, а также обладает более высокой и
озаренной способностью познания, посредством которой получает прозрения из
сокровенных сфер вечного. В таком видении ему открывается образ Истины более
высокого плана, из которой он происходит, - пусть образ несовершенный и
словно бы скрытый за некой завесой, а также интуитивное знание универсальных
принципов нашего существования и его возможностей; он воспринимает и
облекает все, что способен постичь, в интеллектуальные формы, а те
предоставляют нам широкие руководящие идеи, которые формируют наши усилия и
вокруг которых сосредоточивается наша деятельность; он устанавливает идеалы,
которые мы стремимся осуществить. Он обеспечивает нас великими идеями,
которые являются силами (ideves forces)1 - идеями, которые благодаря
заключенной в них энергии воздействуют на нашу жизнь и формируют ее по
своему подобию. Интеллектуальными являются лишь формы, в которые мы облекаем
эти идеи; сами же они нисходят с некого плана истины, где знание и сила суть
одно, а идея не отделима от силы ее самоосуществления. К сожалению,
переведенные в формы нашего интеллекта, действую-щего только путем
разделения и воссоединения - анализа и синтеза - и преобразованные в
деятельность, присущую нашей жизни, которая развивается через своего рода
экспериментальный и эмпирический поиск, эти идеи-силы превращаются в
противоположные и взаимоисключающие идеалы, которые нам чрезвычайно трудно
привести в более или менее удовлетворительную гармонию. Таковы по сути
принципы свободы и порядка, блага, красоты и истины, идеал власти и идеал
любви, индивидуализм и коллективизм, самоотречение и самореализация и сотни
других. В каждой области человеческой жизни, в каждой сфере нашего
существования и нашей деятельности интеллект являет нам противостояние
подобных основополагающих идей и противоречащих друг другу принципов. Он
видит, что в каждой идее (принципе) заключена истина, которая находит отклик
в одной из важных частей нашего существа: в нашей высшей природе он
выражается в сознательном понимании правды, в нашей низшей природе - в
инстинктивном. Он стремится реализовать все идеи по очереди, выстраивает
вокруг каждой систему действия и мечется между разными противоположно-стями.
Либо он пытается сочетать их, но не удовлетворяется ни одной из созданных
комбинаций, поскольку ни одна не приводит к совершенному примирению или
приемлемому согласию противоречивых идей и принципов. Конечно, такое по
силам лишь более широкому и высокому сознанию, человечеством еще не
достигнутому, в котором все противоположности пребывают в вечной гармонии и
даже единстве, поскольку изначально и вечно они едины. Но все же каждое
новое усилие интеллекта, направленное на нашу внутреннюю и внешнюю жизнь,
расширяет и обогащает нашу природу, открывает перед ней новые возможности
самопознания и самореализации и приближает момент пробуждения в нас этого
высшего сознания.
Таким образом, индивидуальный и социальный прогресс человека имел два
аспекта: с одной стороны, самопросвещение человека, с другой - приведение
себя в гармонию с разумом и разумной волей как посредниками между
человеческой душой и ее деятельностью. Из низшей примитивной жизни
инстинктов и импульсов человек должен был развивать бесконечные возможности
самопостижения, самоуправления,