Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 1)

нем свой золотой век - более благородный, чем европейский, мнимое

золото которого по большей части было до блеска отполированной медью,

покрытой тонкой позолотой, - но все же не высшей пробы, не истинную Сатья

Югу. Действительно, в конвенциональные периоды развития общества рождается

много по-настоящему прекрасного, разумного и полезного для человеческого

прогресса, но все же это век медный, а не подлинно золотой; это век, когда

Истина, которую мы стремимся обрести, не осуществлена и не завершена1, но

художественная форма возмещает ее недостаточность и создает видимость

полного ее проявления, а все реальное начинает закосневать и обречено на

омертвение под тяжким гнетом закона, порядка и традиции (конвенции).

Ибо всегда преобладает форма, а дух отступает и слабеет. Конечно, он

пытается вернуться, оживить форму, видоизменить ее, любым способом выжить и

даже заставить выжить саму форму, но слишком сильна тенденция времени. Это

явствует из истории религии; усилия святых и религиозных реформаторов

постепенно становятся все более разрозненными, непродолжительными и на деле

приносят все менее значительные результаты, сколь бы сильным и энергичным ни

был первоначальный импульс. Мы видим этот спад в сгущающемся мраке и

возрастающей слабости Индии последнего тысячелетия; своими непрестанными

усилиями сильнейшие духовные личности сумели сохранить живой душу народа, но

не смогли воскресить вольную силу, истину и дух или постоянно поддерживать

жизнь в подчиненном условности и коснеющем обществе; через одно или два

поколения конвенционализм неизменно захватывал в свои железные тиски

очередное новое движение и присваивал себе имена его зачинателей. Мы видим

это в Европе, в повторяющейся нравственной трагедии духовенства и

католического монашества2. Затем наступает период, когда расхождение между

конвенцией и правдой становится невыносимым, и тогда появляются люди великой

интеллектуальной силы, могучие 'разрушители формул'; ведомые здравым

смыслом, неистовой страстью или спокойным светом разума, они отвергают

символ, тип и конвенцию, сотрясают стены этой тюрьмы и ищут индивидуальным

разумом, нравственным чувством или эмоциональным желанием Истину, которую

общество утратило или погребло в своих позлащенных гробницах. Именно тогда

зарождается индивидуалистический век религии, мысли и общества; начинается

эпоха Протестантизма, эпоха Разума, эпоха Мятежа, Прогресса и Свободы.

Частичная и внешняя, эта свобода по-прежнему обманывается мыслью, внушенной

ей предшествующим конвенциональным веком, что Истину можно найти вовне, и

тщетно мечтает достичь совершенства посредством технического прогресса, но

все же знаменует собой необходимый переходный период в движении к

субъективистской стадии человечества, пройдя которую, человек должен по

кругу вернуться назад, к новому обретению своего глубинного 'я', и начать

новый виток на пути восхождения или очередной цикл цивилизации.

Глава II. Век индивидуализма и разума

Индивидуалистический век человеческого общества наступает вследствие

разложения и несостоятельности общества конвенционального периода, как бунт

против господства застывшего образа типиче-ского периода. Переход к нему

становится возможным лишь после того, как старые истины умирают в душе

человечества и теряют свое значение в практической жизни, и даже те традиции

и условности (конвенции), которые имитируют и подменяют их, утрачивают

истинный и вообще какой-либо смысл; ничем не подкрепленные на практике, они

существуют только по инерции - благодаря незыблемой идее, в силу привычки,

привязанности к форме. Именно тогда люди, вопреки естественному

консерватизму общественного сознания, вынуждены наконец признать, что Истина

в них мертва и то, чем они живут, - это иллюзия. Индивидуализм нового века -

это попытка вернуться от конвенциональных форм веры и повседневной жизни к

неким основополагающим принципам - неважно, каким именно, - подлинной и

ощутимой Истины. И век этот неизбежно индивидуалистичен, ибо все прежние

общепринятые нормы оказываются несостоятельными и уже не могут служить

внутренней поддержкой человеку; поэтому именно индивиду приходится стать

первооткрывателем, первопроходцем и искать, руководствуясь индивидуальным

разумом, интуицией, идеализмом, желанием, своими требованиями