нем свой золотой век - более благородный, чем европейский, мнимое
золото которого по большей части было до блеска отполированной медью,
покрытой тонкой позолотой, - но все же не высшей пробы, не истинную Сатья
Югу. Действительно, в конвенциональные периоды развития общества рождается
много по-настоящему прекрасного, разумного и полезного для человеческого
прогресса, но все же это век медный, а не подлинно золотой; это век, когда
Истина, которую мы стремимся обрести, не осуществлена и не завершена1, но
художественная форма возмещает ее недостаточность и создает видимость
полного ее проявления, а все реальное начинает закосневать и обречено на
омертвение под тяжким гнетом закона, порядка и традиции (конвенции).
Ибо всегда преобладает форма, а дух отступает и слабеет. Конечно, он
пытается вернуться, оживить форму, видоизменить ее, любым способом выжить и
даже заставить выжить саму форму, но слишком сильна тенденция времени. Это
явствует из истории религии; усилия святых и религиозных реформаторов
постепенно становятся все более разрозненными, непродолжительными и на деле
приносят все менее значительные результаты, сколь бы сильным и энергичным ни
был первоначальный импульс. Мы видим этот спад в сгущающемся мраке и
возрастающей слабости Индии последнего тысячелетия; своими непрестанными
усилиями сильнейшие духовные личности сумели сохранить живой душу народа, но
не смогли воскресить вольную силу, истину и дух или постоянно поддерживать
жизнь в подчиненном условности и коснеющем обществе; через одно или два
поколения конвенционализм неизменно захватывал в свои железные тиски
очередное новое движение и присваивал себе имена его зачинателей. Мы видим
это в Европе, в повторяющейся нравственной трагедии духовенства и
католического монашества2. Затем наступает период, когда расхождение между
конвенцией и правдой становится невыносимым, и тогда появляются люди великой
интеллектуальной силы, могучие 'разрушители формул'; ведомые здравым
смыслом, неистовой страстью или спокойным светом разума, они отвергают
символ, тип и конвенцию, сотрясают стены этой тюрьмы и ищут индивидуальным
разумом, нравственным чувством или эмоциональным желанием Истину, которую
общество утратило или погребло в своих позлащенных гробницах. Именно тогда
зарождается индивидуалистический век религии, мысли и общества; начинается
эпоха Протестантизма, эпоха Разума, эпоха Мятежа, Прогресса и Свободы.
Частичная и внешняя, эта свобода по-прежнему обманывается мыслью, внушенной
ей предшествующим конвенциональным веком, что Истину можно найти вовне, и
тщетно мечтает достичь совершенства посредством технического прогресса, но
все же знаменует собой необходимый переходный период в движении к
субъективистской стадии человечества, пройдя которую, человек должен по
кругу вернуться назад, к новому обретению своего глубинного 'я', и начать
новый виток на пути восхождения или очередной цикл цивилизации.
Глава II. Век индивидуализма и разума
Индивидуалистический век человеческого общества наступает вследствие
разложения и несостоятельности общества конвенционального периода, как бунт
против господства застывшего образа типиче-ского периода. Переход к нему
становится возможным лишь после того, как старые истины умирают в душе
человечества и теряют свое значение в практической жизни, и даже те традиции
и условности (конвенции), которые имитируют и подменяют их, утрачивают
истинный и вообще какой-либо смысл; ничем не подкрепленные на практике, они
существуют только по инерции - благодаря незыблемой идее, в силу привычки,
привязанности к форме. Именно тогда люди, вопреки естественному
консерватизму общественного сознания, вынуждены наконец признать, что Истина
в них мертва и то, чем они живут, - это иллюзия. Индивидуализм нового века -
это попытка вернуться от конвенциональных форм веры и повседневной жизни к
неким основополагающим принципам - неважно, каким именно, - подлинной и
ощутимой Истины. И век этот неизбежно индивидуалистичен, ибо все прежние
общепринятые нормы оказываются несостоятельными и уже не могут служить
внутренней поддержкой человеку; поэтому именно индивиду приходится стать
первооткрывателем, первопроходцем и искать, руководствуясь индивидуальным
разумом, интуицией, идеализмом, желанием, своими требованиями