и верный закон развития - не только для всей
деятельности Природы, но и для всей деятельности человека. Эти усилия
привели к великим свершениям, но в конце концов не увенчались успехом.
Человеческий ум начинает понимать, что он оставил суть почти каждой проблемы
незатронутой и осветил лишь внешнюю сторону далеко не всех процессов.Великим
открытием и практическим результатом растущего научного знания стала широкая
классификация явлений, приведенных в стройную систему, - но все это касалось
лишь физической поверхности явлений. Между тем под ней простираются
бездонные глубины Истины, скрывающие в себе истинные первоначала,
таинственные влияния и неявные движущие силы бытия. И это еще вопрос, сумеет
ли когда-нибудь интеллектуальный ум предоставить нам адекватное описание
этих глубинных и могучих явлений или подчинить их разумной воле с тем же
успехом, с каким он сумел объяснить и направить по определенному руслу -
пусть не самым совершенным образом, однако с видимостью самых блестящих
результатов - силы физической Природы. Эти другие силы, действуя на более
тонких планах, гораздо мощнее, глубже, сокровеннее, неуловимее и
разнообразнее, чем силы физической Природы.
Вся несостоятельность разума в его попытках управлять нашим
существованием объясняется тем, что вследствие присущей ему ограниченности
он не способен иметь дело с жизнью во всей ее сложности и полноте или во
всей совокупности ее проявлений; он вынужден расчленять ее на части,
устанавливать более или менее искусственные классификации, строить системы
на основании ограниченного набора фактов, которые при сопоставлении с
другими фактами противоречат им, опровергаются ими или требуют постоянной
модификации, создавать теории на основе уже открытых потенциальных
возможностей, которые разрушаются с мощным притоком новых, еще не
упорядоченных потенциальных возможностей. Может даже показаться, что
существуют два мира - мир идей, где действует интеллект, и мир жизни,
который неподвластен полному контролю разума, и что навести мост через
пропасть между этими двумя сферами выше сил и возможностей разума и разумной
воли. Последние, по-видимому, могут либо вырабатывать более или менее
эмпирические (основанные на опыте) компромиссы, либо создавать жесткие
системы, практически не применимые или только частично применимые к
действительности. В борьбе с жизнью человеческий разум превращается либо в
эмпирика, либо в доктринера.
Конечно, разум может стать просто слугой жизни; он может ограничиться
деятельностью, которой требует от него средний нормальный человек:
оправдывать личные интересы, страсти и предрассудки человека и находить
средства их удовлетворения, облачать их в обманчивые покровы рациональности
или, самое большее, придумывать для них надежные и просвещенные нормы или
правила предосторожности и самоограничения, достаточные для того, чтобы
предотвратить их самые вопиющие заблуждения и самые неприятные последствия.
Но в таком случае разум явно отрекается от своего престола, отказывается от
высочайшей своей обязанности и предает надежду, с которой человек пустился в
свое странствие. Он может также принять решение надежно опираться на факты
жизни, действительно не преследуя никаких практических интересов - иными
словами, бесстрастно критически исследовать ее принципы и процессы, но
благоразумно предпочитая не рисковать, слишком далеко углубляясь в неведомое
или слишком высоко возносясь над непосредственными реалиями нашего
чувственного или феноменального существования. Но в этом случае разум
опять-таки отрекается от верховной власти; он превращается в простого
критика и наблюдателя, а если и пытается формулировать законы, то действует
в очень узких пределах непосредственных возможностей и не признает
внутреннего стремления человека к раскрытию более высоких возможностей, его
спасительный дар идеализма. Такое ограниченное применение разума,
подчиненное закону непосредственной витальной и материальной практической
пользы, больше не может удовлетворять человека. Ибо природа зовет его к
высотам; она требует от него постоянных усилий превзойти себя самого и
внутреннего стремления к целям, еще не достигнутым, а в данный момент даже и
нереальным.
Вместе с тем,