этически-ми, религиозными, эстетическими, политическими идеями
или некой совокупностью идей, страстно поддерживают их и стремятся
осущес-твить, видя в них практическую ценность, стараются систематизировать
их и превратить в устойчивый закон жизни и при этом безоглядно отдаются
собственному действию и по-настоящему не используют свободный и
беспристрастный разум для обретения верного знания жизни и верной и разумной
власти над ней. Эти идеи до известной степени осуществляются и торжествуют
какое-то время, но сам их успех приносит горькое разочарование. Так
происходит в первую очередь потому, что утвердить их в реальности возможно
только путем компромиссов и соглашений с низшей, иррациональной жизнью
человека, что умаляет их ценность и бросает тень на их блеск и славу.
Зачастую практическое воплощение идей представляется нереальным, и сомнение
и разочарование одолевают веру и энтузиазм, принесшие этим идеям победу. Но
даже если бы все было по-другому, сами по себе эти идеи остаются неполными и
недостаточными; дело не только в том, что их успех лишь весьма относителен:
будь даже их торжество полным, оно все равно вело бы к разочарованию,
поскольку эти идеи не отражают всей истины жизни, а потому не могут надежно
управлять жизнью и ее совершенствовать. Жизнь не укладывается в формулы и
системы, которые пытается навязать ей наш разум; она провозглашает себя
слишком сложной и полной бесконечных возможностей, чтобы подчиниться власти
деспотичного человеческого интеллекта.
Именно по этой причине все построенные человеком системы в конце концов
оказывались несостоятельными: они всегда были не чем иным, как результатом
частичного и беспорядочного применения разума к жизни. Более того, даже
будучи порой в высшей степени ясными и рациональными, эти системы
претендовали на знание всей истины жизни и пытались применять свои идеи
исходя из этого положения. Но они не могли обладать всей истиной жизни, и
жизнь в конце концов разрушала или подрывала их и продолжала свое мощное и
непредсказуемое движение. Используя таким образом свой разум для
удовлетворения и оправдания своих потребностей и страстей, подчиняясь таким
образом импульсу к действию, заключенному в ограниченном, хаотичном и
несовершенном рациональном уме, пытаясь таким образом управлять сложным
единством жизни, опираясь на частичные истины, человечество двигалось
неверными шагами от эксперимента к эксперименту, неизменно веря, что вот-вот
труды его увенчаются успехом, но неизменно обнаруживая, что оно достигло на
пути к своей цели пока еще очень малого - или вообще ничего не достигло.
Понуждаемое самой природой применять разум к жизни, но обладающее при этом
лишь частичным рациональным умом, замкнутым в собственных пределах и
испытывающим темное влияние низшей природы, оно и не могло добиться ничего
большего. Ибо ограниченный, несовершенный человеческий разум не имеет своего
собственного самодостаточного света; он вынужден двигаться вперед с помощью
исследования, эксперимента и действия, через заблуждения и ошибки к более
широкому опыту.
Но за всем этим, несмотря на постоянные неудачи, всегда сохранялась
вера, что человеческий разум в конце концов преодолеет все трудности, что он
очистится и расширит свои пределы, найдет достаточно сил для своей
деятельности и в конечном счете подчинит мятежную жизнь своей власти. Ибо
наряду с несовершенной деятельностью коллективного разума во всем
человечестве всегда имела место работа разума в индивиде, которая принесла
выдающиеся результаты и вознесла мысль в более высокие и чистые сферы по
сравнению с уровнем мышления среднего человека. Это была работа разума,
который всегда стремится к знанию и терпеливо ищет истину ради нее самой -
беспристрастно, исключая вмешательство утилитарных соображений, искажающих
истину, - все изучить, все проанализировать, познать все принципы и процессы
жизни. Философия, Наука, просвещение, интеллектуальные искусства, все плоды
многовековой деятельности критического разума в человеке явились результатом
этих усилий. В современную эпоху под влиянием Науки эта работа интеллекта
приобрела колоссальный размах, и в какой-то момент разум даже стал
претендовать на то, что сможет исследовать и в конечном счете четко
сформулировать истинный принцип