разумно согласованной, осмысленно наблюдающей за собой, когда
осознанно испытывается власть самосознающего духа над проявлениями силы.
Разум же, напротив, существует ради знания и способен не увлекаться
своей деятельностью, отстраниться от нее, с пониманием изучать, принимать,
отвергать, видоизменять, регулировать, совершенствовать, объединять в
различных сочетаниях действия и потенции разных сил, может подавить одну,
поддержать другую и последовательно приближаться к разумному, понятному,
желанному и организованному совершенству. Разум - это наука, это
сознательное творчество, это изобретательность. Это способность наблюдать,
которая позволяет постигать и упорядочивать истины фактической
действительности; это способность размышлять, которая позволяет выявлять и
предсказывать истины потенциальной действительности. Это идея и ее
осуществление, идеал и его воплощение. Он может проникать взором сквозь
покровы внешнего и обнаруживать скрытые за ними истины. Это слуга и
одновременно господин всякого утилиритаризма; и он может, отметая все
утилитарные соображения, беспристрастно искать Истину ради нее самой и,
найдя Истину, открывать целый мир новых возможностей, обещающих практическую
пользу. Поэтому интеллектуальный разум есть высшая способность, благодаря
которой человек обрел власть над самим собой; слуга и хозяин своих
собственных сил, божество, на помощь которого полагались все прочие
божественные силы человека в своем восхождении; он был Прометеем из
мифа-притчи, помощником, наставником, зовущим к совершенству другом,
просветителем человечества.
Однако недавно человеческий ум открыто восстал против подобного
господства интеллекта - обнаружилась, можно сказать, неудовлетворенность
разума самим собой и собственной ограниченностью, а также готовность
предоставить боvльшую свободу и придать большее значение другим силам нашей
природы. Власть разума в человеке, конечно, всегда была несовершенной - в
действительности она постоянно подвергалась нападкам, сопротивлялась,
встречала противодействие и зачастую терпела поражение; но все же лучшие умы
чело-вечества признавали разум высочайшим авторитетом и законодате-лем. Его
единственной общепризнанной соперницей оставалась вера. Одна Религия
чувствовала себя вправе требовать, чтобы разум умолкал перед ней, или по
крайней мере могла утверждать, что есть сферы, ему не доступные, где следует
внимать единственно вере; но на время даже Религии пришлось полностью или
частично отказаться от своих притязаний на абсолютное первенство и
подчиниться верховной власти интеллекта. Жизнь, воображение, эмоции,
этическая и эстетическая потребности часто требовали права на существование
ради самих себя и на следование своим собственным наклонностям; фактически
они часто добивались такого права, но все же в целом по-прежнему были
вынуждены находиться под наблюдением и частичным контролем разума и
относиться к нему как к своему повелителю и судье. Но в наше время мыслящий
разум человечества все больше склонен сомневаться в своих возможностях и
задаваться вопросом: а не слишком ли широко, глубоко, сложно и таинственно
бытие, чтобы интеллект мог полностью охватить его и подчинить своей власти?
У человека появилось смутное ощущение некоей божественной силы, более
великой, чем разум.
Некоторые считают этой божественной силой саму Жизнь, или Волю, неявно
присутствующую в жизни; они утверждают, что править должна именно она, что
интеллект полезен лишь до тех пор, пока служит ей, и что Жизнь нельзя
подавлять, ограничивать и механизировать, подчиняя деспотичному контролю
разума. В Жизни заключены великие силы, которым нужно дать большую свободу,
ибо лишь они одни направлены на развитие и созидание. С другой стороны,
человек сознает, что разум слишком склонен к анализу, слишком деспотичен,
что он фальсифицирует жизнь - своими категориями, жесткими классификациями и
основанными на них незыблемыми правилами, что существует некая более
глубокая и всеохватывающая сила знания - интуиция или еще что-то, которая
глубже проникает в тайны бытия. Эта мощная сокровенная сила теснее связана с
глубинными источни-ками существования и более способна открыть нам
основополагающие истины жизни, ее изначальные