Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 1)

в материи и низ-ших формах жизни и еще не

выявилось отчетливо в животном, несмотря на наличие у него разума:

обнаруживается присутствие в вещах Души, которая вначале была полностью

поглощена своей собственной природной и внешней деятельностью, растворялась

в ней и по крайней мере на поверхности не сознавала сама себя. Впоследствии

- в животном - она начинает обретать некую сознательность на поверхности, но

по-прежнему беспомощно погружена в свою природную деятельность и, не обладая

пониманием, не может управлять собой и своими проявлениями. Однако в конце

концов - в человеке - она обращает свое сознание на саму себя, стремится к

знанию, пытается управлять в индивиде деятельностью индивидуальной природы,

а через индивида и коллективные разумиэнергию многих индивидов управлять,

насколько это возможно, и деятельностью Природы в человечестве и мире. Это

обращение сознания на себя самого и на мир, которое произошло в человеке,

ознаменовало стадию великого перелома в ходе земной эволюции души в Природе

- стадию продолжительную и находящуюся в процессе развития. В истории Земли

были и другие переломные моменты эволюции, как например, период, когда

появилась сознательная жизнь в животном; несомненно, такой момент наступит и

в будущем, когда появится более высокое духовное и супраментальное соз-нание

и обратится на деятельность разума. Но в настоящее время дейс-твует именно

эта сила; обладающая самосознанием душа в разуме, ментальное существо,

маномайя пуруша, отчаянно стремится обрести некий принцип разумной

организации самой себя и жизни, а также возможность некого неограниченного,

может быть, бесконечного развития сил и потенциальных способностей человека

как своего орудия.

Интеллектуальный разум - не единственное средство познания, данное

человеку. Вся его деятельность, все восприятия, весь aesthesis1 и все

чувства, все побуждения и воля, все воображение и творческая сила

предполагают работу универсальной многосторонней силы познания, и каждая

такая форма, или способ познания, имеет свою собственную, особую природу и

закон, свое собственное устройство и принцип организации, свою особую логику

и не имеет необходимо-сти следовать, а тем более быть идентичной закону

природы, устройству и принципу организации, которые интеллектуальный разум

хотел бы установить для нее или осуществлять сам, будь у него возможность

контролировать все эти формы познания. Но интеллект имеет над ними то

преимущество, что может абстрагироваться от своей деятельности, отойти от

нее, чтобы беспристрастно изучать и понимать ее, анализировать ее процессы и

выявлять принципы. Это недоступно никакой другой силе и способности живого

существа; ибо каждая существует исключительно ради собственной деятельности,

ограни-чена работой, которую выполняет, и, в отличие от разума, не видит

ничего за пределами своей деятельности и не проникает в ее суть; принцип

познания, присущий каждой силе, заключается и воплощается в действии этой

силы, способствует ее формированию, но при этом он сам себя ограничивает

тем, как он сам сформулирован. Он существует для реализации действия, а не

ради знания - или ради знания лишь как части действия. Кроме того, каждая

сила вовлечена лишь в сиюминутное конкретное действие или работу и не

пытается осмыслить прошлый опыт или обратить свое сознание на будущее или на

работу прочих сил, пытаясь согласовать с ними свою деятельность. Несомненно,

другие развитые качества живого существа - как, например, инстинкт животного

или человека (последний менее развит именно потому, что он подавлен

сомнениями и поисками разума) - заключают в себе свою собственную силу

прошлого опыта и способность инстинктивной самоадаптации, которые

действительно являются накопленным знанием; и порой они настолько прочно

держатся за этот багаж знаний, что передают его в качестве неизбежного

наследия из поколения в поколение. Однако все эти качества - именно потому,

что они инстинктивны и не обращены на себя в попытке себя осознать, -

действительно чрезвычайно полезны для жизни в смысле осуществления ее

процессов, но совершенно бесполезны - если не находят поддержку разума - для

достижения той особой цели, которую ставит перед собой человек: для поисков

нового закона деятель-ности души в Природе - деятельности свободной,

рациональной,