в материи и низ-ших формах жизни и еще не
выявилось отчетливо в животном, несмотря на наличие у него разума:
обнаруживается присутствие в вещах Души, которая вначале была полностью
поглощена своей собственной природной и внешней деятельностью, растворялась
в ней и по крайней мере на поверхности не сознавала сама себя. Впоследствии
- в животном - она начинает обретать некую сознательность на поверхности, но
по-прежнему беспомощно погружена в свою природную деятельность и, не обладая
пониманием, не может управлять собой и своими проявлениями. Однако в конце
концов - в человеке - она обращает свое сознание на саму себя, стремится к
знанию, пытается управлять в индивиде деятельностью индивидуальной природы,
а через индивида и коллективные разумиэнергию многих индивидов управлять,
насколько это возможно, и деятельностью Природы в человечестве и мире. Это
обращение сознания на себя самого и на мир, которое произошло в человеке,
ознаменовало стадию великого перелома в ходе земной эволюции души в Природе
- стадию продолжительную и находящуюся в процессе развития. В истории Земли
были и другие переломные моменты эволюции, как например, период, когда
появилась сознательная жизнь в животном; несомненно, такой момент наступит и
в будущем, когда появится более высокое духовное и супраментальное соз-нание
и обратится на деятельность разума. Но в настоящее время дейс-твует именно
эта сила; обладающая самосознанием душа в разуме, ментальное существо,
маномайя пуруша, отчаянно стремится обрести некий принцип разумной
организации самой себя и жизни, а также возможность некого неограниченного,
может быть, бесконечного развития сил и потенциальных способностей человека
как своего орудия.
Интеллектуальный разум - не единственное средство познания, данное
человеку. Вся его деятельность, все восприятия, весь aesthesis1 и все
чувства, все побуждения и воля, все воображение и творческая сила
предполагают работу универсальной многосторонней силы познания, и каждая
такая форма, или способ познания, имеет свою собственную, особую природу и
закон, свое собственное устройство и принцип организации, свою особую логику
и не имеет необходимо-сти следовать, а тем более быть идентичной закону
природы, устройству и принципу организации, которые интеллектуальный разум
хотел бы установить для нее или осуществлять сам, будь у него возможность
контролировать все эти формы познания. Но интеллект имеет над ними то
преимущество, что может абстрагироваться от своей деятельности, отойти от
нее, чтобы беспристрастно изучать и понимать ее, анализировать ее процессы и
выявлять принципы. Это недоступно никакой другой силе и способности живого
существа; ибо каждая существует исключительно ради собственной деятельности,
ограни-чена работой, которую выполняет, и, в отличие от разума, не видит
ничего за пределами своей деятельности и не проникает в ее суть; принцип
познания, присущий каждой силе, заключается и воплощается в действии этой
силы, способствует ее формированию, но при этом он сам себя ограничивает
тем, как он сам сформулирован. Он существует для реализации действия, а не
ради знания - или ради знания лишь как части действия. Кроме того, каждая
сила вовлечена лишь в сиюминутное конкретное действие или работу и не
пытается осмыслить прошлый опыт или обратить свое сознание на будущее или на
работу прочих сил, пытаясь согласовать с ними свою деятельность. Несомненно,
другие развитые качества живого существа - как, например, инстинкт животного
или человека (последний менее развит именно потому, что он подавлен
сомнениями и поисками разума) - заключают в себе свою собственную силу
прошлого опыта и способность инстинктивной самоадаптации, которые
действительно являются накопленным знанием; и порой они настолько прочно
держатся за этот багаж знаний, что передают его в качестве неизбежного
наследия из поколения в поколение. Однако все эти качества - именно потому,
что они инстинктивны и не обращены на себя в попытке себя осознать, -
действительно чрезвычайно полезны для жизни в смысле осуществления ее
процессов, но совершенно бесполезны - если не находят поддержку разума - для
достижения той особой цели, которую ставит перед собой человек: для поисков
нового закона деятель-ности души в Природе - деятельности свободной,
рациональной,