сосредоточивались на мысли, красоте и наслаждении жизнью. Но в
истории афинского общества было два разных периода: период искусства и
красоты, т.е. Афины Фидия и Софокла, и период мысли, т. е. Афины философов.
В первый период определяющими силами в обществе были чувство красоты и
потребность в свободе жизни и наслаждении жизнью. Эти Афины мыслили, но
мыслили на языке искусства и поэзии, в образах музыки, драмы, архитектуры и
скульптуры; они находили удовольствие в интеллектуальной дискуссии, но при
этом не столько стремились прийти к истине, сколько наслаждались игрой мысли
и красотой идей. Афины имели свой моральный кодекс, ибо без нравственности
не может существовать никакое общество, но там не было подлинно этического
импульса или этического типа - только обычная конвенциональная
нравственность; и свои представления об этике афинская мысль была склонна
выражать в терминах красоты: to kalon, to epieikes - прекрасное,
гармоничное. Самая религия Афин была религией красоты и служила поводом для
проведения приятных ритуалов и празднеств и создания художественных
творений, т.е. была источником эстетического наслаждения, слегка окрашенного
поверхностным религиозным чувством. Но без характера, без сколько-либо
высокой и строгой дисциплины сила жизни быстро иссякает. Афинское общество
истощило свою витальность в течение одного восхитительного века, который
оставил его обескровленным, обезволенным, не способным преуспеть в жизненной
борьбе, лишенным творческой силы. И оно действительно на время обратилось
именно к тому, чего ему недоставало: к серьезному поиску истины и развитию
систем этической самодисциплины; однако оно умело только мыслить, оно не
умело успешно воплощать свои замыслы на практике. Поздний греческий ум и
афинская культура дали Риму великую стоическую систему этической дисциплины,
которая спасла его в разгаре оргий первого имперского века, но не смогла
осуществиться в Греции; ибо философия стоицизма призывала к напряжению некой
силы, которой не было и не могло быть в афинском обществе и характере
типичного эллина; она являлась противоположностью их природы, а не ее
выражением.
Эта неполноценность эстетического отношения к жизни становится еще
более очевидной, если мы возьмем еще один более поздний великий пример:
Италию эпохи Возрождения. Какое-то время Возрождение рассматривали главным
образом как новый подъем научного знания, но на своей родине, в
Средиземноморье, Возрождение вылилось, скорее, в расцвет искусства, поэзии и
культ красоты. Эстетическая культура отошла от этического импульса куда
дальше, чем это было возможно даже в позднейшую эпоху эллинизма, и временами
принимала даже антиэтичный характер, напоминавший распущенный нрав
имперского Рима. Эпоха Возрождения обладала ученостью и любознательностью,
но привнесла очень мало своего в высокую мысль, поиски истины и более
совершенные достижения разума, хотя и помогла расчистить дорогу для
философии и науки. Она настолько развратила религию, что пробудила в
тевтонских народах с этическим складом ума бурный протест Реформации,
который, хотя и отстаивал свободу религиозного ума, был мятежом не столько
разума (это было предоставлено Науке), сколько морального инстинкта и его
этической потребности. Последующий упадок и безвольная слабость Италии
явились неизбежным следствием этого серьезного изъяна, присущего периоду ее
утонченной культуры, и для нового возрождения ей требовался новый импульс
мысли, воли и характера, который дал ей Мадзини. Если этического импульса
как такового недостаточно для развития человеческого существа, все же воля,
характер, самодисциплина и самоконтроль являются необходимыми элементами
этого развития. Они суть стержень ментального существа.
Ни этическим, ни эстетическим существом не исчерпывается весь человек,
и ни одно из них не может быть его верховным принципом; это просто две его
могущественные составляющие. Этическим поведением не исчерпывается вся
жизнь; даже сказать, что оно составляет три четверти жизни, - значит
развлекаться очень сомнительной математикой. Место этического существа в
жизни не может быть обозначено в подобных определенных выражениях - в лучшем
случае мы можем сказать, что лежащие в его основе воля, характер и
самодисциплина