С точки зрения человече-ского развития он представляет собой почти
уникальный эксперимент воспитания высокого и сильного характера, лишенного,
насколько это возможно, мягкости (которая приходит к человеку с чувством
красоты) и света (который приносит с собой игра разума) и не воодушевленного
религиозной страстью; ибо религиозные убеждения раннего Рима ограничивались
суеверием, поверхностной религиозностью и не имели ничего общего с подлинным
религиозным духом. Рим воплощал собой человеческую волю, подавляющую и
дисциплинирующую эмоциональный и чувственный ум, чтобы сформировать
определенный этический тип, способный господствовать над собой; именно это
господство над собой дало Риму возможность достичь также господства над
окружающим миром и навязать другим народам свой общественный порядок и
закон. Культуре или природе всех в высшей степени преуспевших имперских
народов в периоды их формирования или роста было свойственно это
превосходство воли, характера, стремления к самодисциплине и самоконтролю,
которые составляют самую основу этической тенденции. Рим и Спарта, как и
прочие этические цивилизации, имели свои серьезные моральные недостатки,
терпимые или сознательно поощряемые традиции и обычаи, которые мы назвали бы
аморальными, они не сумели развить более мягкие и утонченные черты
морального характера, но это не имеет существенного значения. Этическая идея
в человеке меняется и развивается, но суть подлинного этического существа
всегда остается одной и той же - это воля, характер, самодисциплина,
самоконтроль.
Ограниченность этой идеи сразу станет очевидной, когда мы посмотрим на
самые выдающиеся примеры ее воплощения. Ранний Рим и Спарта не знали
философии, искусства, поэзии, литературы, широкой ментальной жизни, всей
прелести и радости человеческого существования; их искусство жить исключало
или не поощряло наслаждение жизнью. Они питали недоверие к свободной и живой
мысли и эстетическому импульсу, какое неизменно испытывает исключительно
этический человек. Дух раннего республиканского Рима сколько мог
противоборствовал греческим влияниям, которые широко распространялись в
обществе, закрывал школы греческих учителей, изгонял философов, а наболее
типичные римские умы смотрели на греческий язык как на некую угрозу, а на
греческую культуру как на мерзость; Рим инстинктивно чувствовал в ней врага,
подступившего к его стенам, уга-дывал некую враждебную и разрушительную
силу, смертельно опасную для его принципов жизни. Спарта (казалось бы,
греческий город) допускала в качестве чуть ли не единственного эстетического
элемента сознательного этического воспитания и образования военную музыку и
поэзию, но даже при этом, когда появлялась необходимость воспеть военные
подвиги, ей приходилось обращаться за помощью к афинянину. Любопытный пример
влияния этого инстинктивного недоверия даже на широкий и эстетичный афинский
ум мы находим в утопиче-ских построениях Платона, который в своей работе
'Государство' счел необходимым сначала осудить, а потом и изгнать поэтов из
идеального государства. Конец этих чисто этических культур ясно
свидетельствует об их неполноцености. Они либо исчезают, не оставляя после
себя ничего привлекательного и полезного для будущего человечества или же
оставляя очень мало (как исчезла Спарта), либо разрушаются в результате
мятежа сложной человеческой природы против противоестественного ограничения
и подавления, как разрушилась этическая культура раннего Рима, выродившаяся
в эгоистическую и зачастую оргиастическую распущенность Рима
республиканского и имперского. Человеческий ум нуждается в мысли, чувстве,
радости, расширении; стремление к расширению собственных границ заложено в
самой его природе, и ограничение полезно для него лишь в той мере, в какой
оно помогает укрепить, направить и усилить его развитие. Он категорически
отказывается называть культурными те цивилизации или эпохи, которые не
допускали разумную свободу развития, - сколь бы благородными ни были их цели
или сколь бы прекрасным само по себе ни было их общественное устройство.
С другой стороны, мы оказываемся перед соблазном объявить совершенной
культурой все те эпохи и цивилизации, которые, несмотря на все их
недостатки, поощряли свободное человеческое развитие и, подобно древним
Афинам,