духа или идеала
становятся важней самого идеала, а тело или даже одежда становятся важней
человека. Таким образом, в ходе эволюции касты каждый из внешних атрибутов
этического четырехсословного строя - происхождение, экономическая функция,
религиозный ритуал и таинство, семейный обычай - начинает преувеличивать
свою роль по сравнению с остальными и свою значимость в общей схеме.
Происхождение, сначала, по-видимому, не играло главной роли, поскольку
положение человека в обществе определялось в первую очередь его
способностями и талантом; но впоследствии, по мере превращения сословия в
устойчивую социальную группу, появилась необходимость сохранить его при
помощи образования и традиции, а образование и традиция естественным образом
закрепились в русле наследственности. Таким образом, сын брамина заведомо
стал считаться брамином; происхождение и род занятий, вместе взятые, были
двойными узами традиции (конвенции) в то время, когда она была наиболее
крепка и наиболее точно отвечала своему назначению. С установлением такой
жесткости необходимость в сохранении и поддержании этической идеи отступила
с первого места на второе или даже третье. Некогда служившая основанием
системы, эта идея превратилась теперь в некую необязательную надстройку или
архитектурное излишество, на котором, конечно, настаивали мыслитель и
законотворец-идеалист, но не реальные законы или жизнь общества. Перестав
быть необходимой, этическая идея неизбежно утрачивала свою роль в
общественной жизни и сохранилась единственно как вымысел в качестве
декорации. В конце концов начал распадаться даже экономический базис;
происхождение, родовая традиция и пережитки прошлого, искажения и новые
усложнения бессмысленного или замысловатого религиозного символа и ритуала,
превратившегося в отвратительную карикатуру на древний и глубокий символизм,
стали скрепами каркаса древнего кастового общества в железном веке
человечества. В пору экономического расцвета кастовой системы жрец и пандит
скрывались под именем брамина; аристократ и феодальный барон - под именем
кшатрии; купец и стяжатель - под именем вайшьи; полуголодный рабочий и
экономический раб - под именем шудры. Когда же разрушился и экономический
базис общества, начались распад и одряхление старой системы; она
превратилась в пустой звук, полую оболочку, фикцию и должна была либо
расплавиться в тигле индивидуалистического периода развития общества, либо
самым пагубным образом заразить немощью и фальшью всю систему цепляющейся за
нее жизни. Наглядный пример такого состояния общества являет кастовая
система в Индии последнего и настоящего времени.
Тенденция конвенционального века общества заключается в закреплении и
строгом упорядочении, узаконивании и построении жестких иерархий, в сведении
религии к шаблонным формам, в заключении образования и воспитания в
традиционные и неизменные рамки, в подчинении мысли непогрешимым
авторитетам, в наложении печати завершенности на то, что представляется
обществу завершенным существованием человека. В конвенциональном периоде
развития есть свой золотой век, когда дух и мысль, оживляющие формы
общественной жизни, хотя уже и заключены в известные границы, но еще живы,
еще не вполне обособлены от человека, еще не задушены и не парализованы
окончательно в ходе все большего отвердения структуры, в которую они
замкнуты. Этот золотой век - со своим строгим порядком, симметрией,
отлаженным общественным устройством, восхитительной подчиненностью всех
своих частей некоему грандиозному и благородному плану - зачастую
представляется прекрасным и чрезвычайно привлекательным взору далеких
потомков. Так некогда писатель, художник или мыслитель нового времени
оглядывался с восхищением и своего рода ностальгическим чувством на
средневековую Европу; в далеком прошлом он видел поэзию, благородство и
духовность и забывал о великом безумии, невежестве, беззаконии, жестокости и
гнете той суровой эпохи, о страданиях и мятеже, кипевших под прекрасными
покровами, о нищете и убожестве, скрытых за великолепным фасадом. Также и
индусский ортодоксальный идеалист оглядывается в прошлое на безупречно
организованное общество, благоговейно следующее мудрым законам Шастры, и
видит в