примитивно экономическая или сугубо семейная жизнь, которая
состоит только в добывании денег, умножении и содержании семьи, равным
образом является противоположностью культуры, это другой и даже более
отвратительный вид варварства. Индивида, который всецело поглощен этими
формами существования и не задумывается о высшем, мы условились считать
некультурным и неразвитым человеческим существом, современным дикарем,
варваром по сути своей, даже если он живет в цивилизованной стране и в
обществе, пришедшем к общей идее культуры и красоты и более или менее
упорядоченному ее воплощению. Общества или нации, отмеченные таким же
признаком, мы условились называть варварскими или полуварварскими. Даже если
нация или эпоха развила знание, науку и искусство, но по-прежнему
довольствуется тем, что ее мировоззрение, образ жизни и мышление
определяются не знанием, истиной, красотой и высокими идеалами
существования, но грубым витальным, коммерческим, экономическим взглядом на
жизнь, мы говорим, что эта нация или эпоха может быть в известном смысле
цивилизованной, но, несмотря на все изобилие или даже излишек технических
средств, свойственных цивилизации, она не воплощает идеал культурного
человечества и даже не приближается к нему. Поэтому даже на европейскую
цивилизацию девятнадцатого века со всей ее победоносной и избыточной
производительностью, ее мощным развитием науки и достижениями в сфере
интеллектуальной деятельности мы смотрим с известным осуждением, потому что
все это она обратила в предмет торговли и поставила на службу грубому
витальному благополучию. Мы говорим, что европейская цивилизация не была тем
совершенным идеалом, к которому должно стремиться человечество, и что такой
путь уводит в сторону, а не ведет к более высокому витку человеческой
эволюции. Мы должны признать, что эта цивилизация как век культуры
несомненно уступала древним Афинам, Италии эпохи Возрождения, древней или
классической Индии. Ибо, несмотря на все недостатки социальной организации и
несравненно более низкий уровень научного знания и материальных достижений,
общества тех эпох были более сведущими в искусстве жизни, лучше понимали ее
цель и настойчивей стремились к некому ясному идеалу человеческого
совершенства.
Что касается самой жизни ума, то просто жить погрузившись в его
практическую и динамическую деятельность или в ментализированный поток
эмоций и чувств, жизнью конвенционального поведения, усредненных ощущений,
общепринятых идей, мнений и предрассудков, порожденных не самим человеком,
но его окружением, не знать свободной и живой игры разума, но жить пошло и
бездумно по правилам непросвещенного большинства и вдобавок в согласии с
чувствами и ощущениями, обусловленными определенными конвенциями, но не
очищенными, не просвещенными, не облагороженными никаким законом красоты, -
такая жизнь тоже является противоположностью идеалу культуры. Человек может
жить так, сохраняя всю видимость цивилизованной жизни или все претензии на
нее, успешно наслаждаться всем изобилием ее аксессуаров, но он не является
развитым человеком в подлинном смысле этого слова. Общество, следующее
подобному образу жизни, может быть каким угодно - сильным, благопристойным,
хорошо организованным, процветающим, религиозным, нравственным - но это
общество обывателей; это тюрьма, которую должна разрушить душа человека.
Ибо, пока она остается там, она остается в низшем, лишенном вдохновения и
возможности развития ментальном состоянии; она прозябает, влачит бесплодное
существование на нижнем ментальном плане и управляется не высшими
способностями человека, но примитивными импульсами неразвитого чувственного
ума. И ей недостаточно открыть окна этой тюрьмы, чтобы глотнуть сладостного
свежего воздуха, увидеть проблеск свободного света разума, почувствовать
слабый аромат искусства и красоты и услышать тихий зов широких далей и
высоких идеалов. Она еще должна вырваться из своей тюрьмы на волю и жить в
сиянии этого свободного света, полной грудью вдыхая этот аромат и
устремляясь на зов этих далей; только тогда она оказывается в среде,
естественной для развитого ментального существа. Жить, погрузившись
преимущественно не в деятельность чувственного ума, но в деятельность
знания,