синдикализм, анархизм,
классовую борьбу, спровоцировал восстание пролетариата и вел войны, которые
называют борьбой идей или культур, - тип жестокого конфликта, в точности
отра-жающий самую суть этого нового варварства, или за несколько дней
подготовил революции в России, совершить которые интеллигенция не сумела за
столетие отчаянных усилий и страданий. Именно его пришествие явилось
фактором, ускорившим преобразование современ-ного мира. Если Ленин,
Муссолини, Гитлер достигли своего стремительного и почти ошеломительного
успеха, то только потому, что эта движущая сила, эта живо реагирующая
активная масса была готова привести их к победе - сила, которой не хватало
их менее удачливым предшественникам.
Первые результаты столь важной перемены обнадеживали нас в нашем
стремлении к прогрессу, но слегка обескураживали мыслителя и поклонника
высокой и утонченной культуры; ибо если теперь культура - или ее подобие -
стала в какой-то мере более доступной народу, то, как кажется на первый
взгляд, она не укрепилась и не стала благородней из-за широкого доступа к
ней полупросвещенных народных масс. Да и не похоже, чтобы разум и разумная
воля лучших мыслителей стали управлять миром сколько-либо успешней, чем
прежде. Коммерческий дух по-прежнему лежит в основе современной цивилизации;
погоня за чувственными удовольствиями по-прежнему является ее движущей
силой. Современное образование в целом не исправило человека, живущего
жизнью чувств; оно лишь приучило его к вещам, прежде для него непривычным: к
ментальной деятельности и занятиям, к интеллектуальным и даже эстетическим
ощущениям, к идеалистическим настроениям. Человек по-прежнему живет на
витальном плане, но хочет получать стимулы свыше. Он нуждается в армии
писателей, которые поддерживали бы его ментальную деятельность, поставляя
ему пищу для ума; он жадно тянется ко всякого рода информации,
систематизировать или усвоить которую у него не хватает желания или времени,
к популярному научному знанию, к таким новым идеям, которые он в состоянии
воспринять при условии, что они излагаются убедительно или блестяще, к
разного рода ментальным ощущениям и возбуждению, к идеалам, которые, как ему
приятно считать, определяют его поведение, и которые порой на самом деле в
известной мере вдохновляют его поступки. Все это по-прежнему остается
деятельностью и ощущениями низшего ментального существа, но уже гораздо
более открытого и свободного. И представители культуры, интеллигенция, вдруг
обнаруживают, что этот человек - если сначала заинтересовать или развлечь
его - способен услышать их, чего нельзя было ожидать от чистого обывателя;
теперь у них появилась возможность воплотить свои идеи в жизнь -
возможность, какой они никогда не имели прежде. В результате снизился общий
уровень мысли, искусства и литературы; талант и даже гений вынуждены идти по
проторенной дорожке дешевой популярности; писатель, мыслитель и ученый по
большей части оказались в положении, подобном положению образованного
грека-раба в римском доме, где он должен был обслуживать, ублажать,
развлекать и наставлять своего господина, внимательно учитывая при этом его
вкусы и предпочтения и ловко повторяя манеру и стиль поведения, которые
пришлись ему по нраву. Одним словом, демократизация более высокой ментальной
жизни, ее низведение на уровень чувственных ощущений и активизация дали
результаты как хорошие, так и плохие. Во всем этом исполненный веры взор,
вероятно, может разглядеть еще неуверенное начало великих перемен. Мысль и
Знание, пусть пока еще не Красота, получают возможность заявить о себе и
даже быстро развить некую сильную, еще не вполне разумную, но все же в
конечном счете действенную волю для осуществления своих целей; объем
культуры и количество людей, которые мыслят и всерьез стараются понять и
осмыслить ее, чрезвычайно возросли за всем этим фасадом чувственной жизни, и
даже сам чувственный человек начина-
Глава X. Эстетическая и этическая культура
Идея культуры начала вырисовываться перед нами несколько отчетливей,
или, по крайней мере, мы четко выделили и противопоставили ей естественные
ее противоположности. Нементальная, чисто физическая жизнь определенно
является противоположностью культуры, это варварство; неинтеллектуальная
витальная,