Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 1)

отношениях человек может быть

очень активным, очень энергичным, но он еще не управляет своей ментальной

жизнью с помощью более высокого света и не пытается поднять ее на новый

уровень, облагородить и сделать более свободной; наоборот, он скорее

низводит свои высшие способности до уровня своих чувств, ощущений,

непросвещенных и неочищенных эмоций, своей грубой утилитарной практичности.

Эстетическая сторона его существа развита слабо; он либо ни во что не ставит

красоту, либо имеет самый грубый художественный вкус, который способствует

снижению и опошлению общего критерия художественного творения и притуплению

эстетического чувства в обществе. Зачастую он является ревностным поборником

нравственности и обычно уделяет куда больше внимания нравственному

поведению, чем человек культуры, но его моральное существо столь же

примитивно и неразвито, как и все прочие; оно шаблонно, неочищенно,

невежественно, состоит из множества симпатий и антипатий, предрассудков и

расхожих мнений, привязано к общественным обычаям и условностям и чувствует

смутный протест - порожденный не разумом, но умом ощущений и чувств - против

любого открытого пренебрежения общеприняты-ми нормами поведения или

отступления от них. Его этические воззрения отражают привычки ума чувств;

это нравственность среднего человека, живущего чувствами. Он обладает

разумом и видимостью разумной воли, но это не его собственные разум и

разумная воля, а часть коллективного ума, полученного от окружения; если же

они являются его собственными, то это просто практические, чувственные,

эмоциональные разум и воля, выражающиеся в механическом следовании привычным

представлениям и правилам поведения, а не в свободном проявлении подлинной

мысли и разумной воли. Их использование превращает человека в развитое

ментальное существо не больше, чем ежедневное передвижение из дома на работу

и обратно превращает среднего лондонца в развитое физическое существо или

ежедневное участие в экономической жизни страны превращает банковского

служащего в развитого экономического человека. На ментальном уровне он не

действует активно, но только реагирует - а это совершенно разные вещи.

Обыватель не умер, напротив, он заполонил мир - но уже не правит им.

Сыны Культуры еще не одержали окончательную победу, но они избавились от

старого Голиафа и заменили его новым великаном. Это человек, живущий

чувствами, который по крайней мере осознал необходимость более или менее

разумного использования своих высших способностей и пытается стать ментально

активным. Его столько ругали, критиковали и образовывали, что в конце концов

он вынужден становиться активным, и, кроме того, оказавшись в водовороте

новой информации, новых интеллектуальных течений, новых идей и новых

движений, он уже не может упрямо их игнорировать. Он открыт для новых идей,

он может хвататься за них и беспорядочно и бестолково распространять их; он

может правильно или неправильно понимать идеалы, воплощать их в жизнь и

даже, по всей видимости, бороться и умирать за них. Он знает, что должен

задумываться над этическими и социальными проблемами, проблемами науки и

религии, приветствовать новые политические течения, смотреть со всем

возможным пониманием на все новые философские, научные и общест-венные

движения, которые соревнуются или сталкиваются друг с другом в пространстве

современной жизни. Он - читатель поэзии, равно как и страстный любитель

беллетристики и периодической литературы; в нем вы найдете, вероятно,

знатока Тагора или поклонника Уитмена; вероятно, он имеет не очень ясное

понимание красоты и эстетики, но он слышал, что Искусство является не совсем

уж несущественной частью жизни. Присутствие этого нового колосса ощущается

повсюду. Он составляет огромную читающую аудиторию; для него издаются

газеты, еженедельные и ежемесячные издания; художественная литература,

поэзия и искусство поставляют ему ментальную пищу; для него существуют

театр, кино и радио; Наука спешит принести свое знание и новые открытия к

его дверям и оснастить его жизнь бесчисленными техническими

приспособлениями; по его образу и подобию формируется политическая жизнь.

Именно он сначала противостоял, а потом способствовал предоставлению

женщинам избирательных прав, именно он развивал