отношениях человек может быть
очень активным, очень энергичным, но он еще не управляет своей ментальной
жизнью с помощью более высокого света и не пытается поднять ее на новый
уровень, облагородить и сделать более свободной; наоборот, он скорее
низводит свои высшие способности до уровня своих чувств, ощущений,
непросвещенных и неочищенных эмоций, своей грубой утилитарной практичности.
Эстетическая сторона его существа развита слабо; он либо ни во что не ставит
красоту, либо имеет самый грубый художественный вкус, который способствует
снижению и опошлению общего критерия художественного творения и притуплению
эстетического чувства в обществе. Зачастую он является ревностным поборником
нравственности и обычно уделяет куда больше внимания нравственному
поведению, чем человек культуры, но его моральное существо столь же
примитивно и неразвито, как и все прочие; оно шаблонно, неочищенно,
невежественно, состоит из множества симпатий и антипатий, предрассудков и
расхожих мнений, привязано к общественным обычаям и условностям и чувствует
смутный протест - порожденный не разумом, но умом ощущений и чувств - против
любого открытого пренебрежения общеприняты-ми нормами поведения или
отступления от них. Его этические воззрения отражают привычки ума чувств;
это нравственность среднего человека, живущего чувствами. Он обладает
разумом и видимостью разумной воли, но это не его собственные разум и
разумная воля, а часть коллективного ума, полученного от окружения; если же
они являются его собственными, то это просто практические, чувственные,
эмоциональные разум и воля, выражающиеся в механическом следовании привычным
представлениям и правилам поведения, а не в свободном проявлении подлинной
мысли и разумной воли. Их использование превращает человека в развитое
ментальное существо не больше, чем ежедневное передвижение из дома на работу
и обратно превращает среднего лондонца в развитое физическое существо или
ежедневное участие в экономической жизни страны превращает банковского
служащего в развитого экономического человека. На ментальном уровне он не
действует активно, но только реагирует - а это совершенно разные вещи.
Обыватель не умер, напротив, он заполонил мир - но уже не правит им.
Сыны Культуры еще не одержали окончательную победу, но они избавились от
старого Голиафа и заменили его новым великаном. Это человек, живущий
чувствами, который по крайней мере осознал необходимость более или менее
разумного использования своих высших способностей и пытается стать ментально
активным. Его столько ругали, критиковали и образовывали, что в конце концов
он вынужден становиться активным, и, кроме того, оказавшись в водовороте
новой информации, новых интеллектуальных течений, новых идей и новых
движений, он уже не может упрямо их игнорировать. Он открыт для новых идей,
он может хвататься за них и беспорядочно и бестолково распространять их; он
может правильно или неправильно понимать идеалы, воплощать их в жизнь и
даже, по всей видимости, бороться и умирать за них. Он знает, что должен
задумываться над этическими и социальными проблемами, проблемами науки и
религии, приветствовать новые политические течения, смотреть со всем
возможным пониманием на все новые философские, научные и общест-венные
движения, которые соревнуются или сталкиваются друг с другом в пространстве
современной жизни. Он - читатель поэзии, равно как и страстный любитель
беллетристики и периодической литературы; в нем вы найдете, вероятно,
знатока Тагора или поклонника Уитмена; вероятно, он имеет не очень ясное
понимание красоты и эстетики, но он слышал, что Искусство является не совсем
уж несущественной частью жизни. Присутствие этого нового колосса ощущается
повсюду. Он составляет огромную читающую аудиторию; для него издаются
газеты, еженедельные и ежемесячные издания; художественная литература,
поэзия и искусство поставляют ему ментальную пищу; для него существуют
театр, кино и радио; Наука спешит принести свое знание и новые открытия к
его дверям и оснастить его жизнь бесчисленными техническими
приспособлениями; по его образу и подобию формируется политическая жизнь.
Именно он сначала противостоял, а потом способствовал предоставлению
женщинам избирательных прав, именно он развивал