образом
из-за их незрелого и ограниченного знания, примитивной грубости технических
приспособлений и неприкрытой простоты общественного устройства. Более
развитые состояния общества мы обозначаем эпитетами 'полуцивилизованный' и
'полуварварский', которые цивилизации разных типов применяют по отношению
друг к другу - и цивилизация, добившаяся временного господства и видимого
успеха, естественно, высказывается в этом смысле громче и самоувереннее
всех. В былые времена люди были более прямодушны и бесхитростны и открыто
выражали свое мнение, давая всем народам, культура которых отличалась от их
собственной, презрительное прозвище варваров или 'млеччха'. При подобном
употреблении слово 'цивилизация' начинает приобретать весьма относительное
значение и едва ли вообще сохраняет сколько-либо определенный смысл. Поэтому
мы должны оставить в стороне все преходящие или случайные его значения и
определить его смысл на основании главного отличия цивилизации от
варварства: если варварство есть состояние общества, в котором человек почти
полностью поглощен своим телом и жизнью, своим экономическим и физическим
существованием (поначалу обеспечивая их минимальные запросы и пока еще не
заботясь об их развитии и достижении более высокого уровня благосостояния) и
имеет мало средств и желания развивать свой менталитет, то цивилизация есть
более развитое состояние общества, в котором к достаточной социальной и
экономической организации добавляется активная жизнь менталитета в
большинстве его частей, если не во всех них; ибо порой некоторые из этих
частей игнорируются, не встречают поддержки или временно атрофируются
вследствие своей бездеятельности, но при этом общество может быть явно
цивилизованным и даже высокоцивилизованным. В подобном понимании смысловой
объем этого слова охватывает любую цивилизацию, историческую или
доисторическую, и исключает любое варварство, будь то варварство африканцев,
европейцев или азиатов, гуннов, готов, вандалов или туркменов. Совершенно
очевидно, что в варварском обществе могут сущес-твовать примитивные зачатки
цивилизации; очевидно также, что в цивилизованном обществе может
существовать огромное количество варварства или бесчисленные его пережитки.
В этом смысле все общества являются полуцивилизованными. На сколь многие
явления современной цивилизации более развитое человечество будущего будет
смотреть с удивлением и отвращением как на суеверия и звер-ства
малоцивилизованного мира! Но самое главное - это то, что в любом обществе,
которое мы можем назвать цивилизованным, человек должен жить активной
ментальной жизнью, поощрять ментальный поиск, а управление человеческой
жизнью и ее совершенствование при помощи ментальной силы сделать ясно
осознанной концепцией.
Но в рамках цивилизованного мира по-прежнему остается различие между
частично, мало, условно цивилизованным обществом и обществом культурным.
Поэтому, вероятно, простого пользования обычными благами цивилизации
недостаточно для того, чтобы человек поднялся до должного уровня ментальной
жизни; для этого необходимо дальнейшее развитие, более высокое восхождение.
Последнее поколение установило четкое различие между культурным человеком и
обывателем и составило совершенно ясный его образ. Грубо говоря, в их
понимании обыватель - это человек, который внешне живет цивилизованной
жизнью, обладает всеми ее атрибутами, имеет и громогласно провозглашает весь
набор расхожих мнений, предрассудков, условностей, взглядов, но не
восприимчив к новым идеям, не обнаруживает свободного разума, лишен чувства
красоты, не понимает искусства и опошляет все, к чему прикасается, - будь то
религия, этика, литература или жизнь. Обыватель есть в действительности
современный цивилизованный варвар; зачастую это полуцивилизованный
физиче-ский и витальный варвар, в невежестве своем привязанный к жизни тела,
витальных потребностей и импульсов и считающий идеалом человека просто
семейное и экономическое животное; но обычно и по существу он является
ментальным варваром - средним человеком, живущим жизнью чувств. Иными
словами, его ментальная жизнь происходит на нижнем плане разума; это жизнь
чувств, жизнь ощущений, жизнь эмоций, жизнь практического поведения - низший
уровень ментального существа. Во всех этих