Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 1)

образом

из-за их незрелого и ограниченного знания, примитивной грубости технических

приспособлений и неприкрытой простоты общественного устройства. Более

развитые состояния общества мы обозначаем эпитетами 'полуцивилизованный' и

'полуварварский', которые цивилизации разных типов применяют по отношению

друг к другу - и цивилизация, добившаяся временного господства и видимого

успеха, естественно, высказывается в этом смысле громче и самоувереннее

всех. В былые времена люди были более прямодушны и бесхитростны и открыто

выражали свое мнение, давая всем народам, культура которых отличалась от их

собственной, презрительное прозвище варваров или 'млеччха'. При подобном

употреблении слово 'цивилизация' начинает приобретать весьма относительное

значение и едва ли вообще сохраняет сколько-либо определенный смысл. Поэтому

мы должны оставить в стороне все преходящие или случайные его значения и

определить его смысл на основании главного отличия цивилизации от

варварства: если варварство есть состояние общества, в котором человек почти

полностью поглощен своим телом и жизнью, своим экономическим и физическим

существованием (поначалу обеспечивая их минимальные запросы и пока еще не

заботясь об их развитии и достижении более высокого уровня благосостояния) и

имеет мало средств и желания развивать свой менталитет, то цивилизация есть

более развитое состояние общества, в котором к достаточной социальной и

экономической организации добавляется активная жизнь менталитета в

большинстве его частей, если не во всех них; ибо порой некоторые из этих

частей игнорируются, не встречают поддержки или временно атрофируются

вследствие своей бездеятельности, но при этом общество может быть явно

цивилизованным и даже высокоцивилизованным. В подобном понимании смысловой

объем этого слова охватывает любую цивилизацию, историческую или

доисторическую, и исключает любое варварство, будь то варварство африканцев,

европейцев или азиатов, гуннов, готов, вандалов или туркменов. Совершенно

очевидно, что в варварском обществе могут сущес-твовать примитивные зачатки

цивилизации; очевидно также, что в цивилизованном обществе может

существовать огромное количество варварства или бесчисленные его пережитки.

В этом смысле все общества являются полуцивилизованными. На сколь многие

явления современной цивилизации более развитое человечество будущего будет

смотреть с удивлением и отвращением как на суеверия и звер-ства

малоцивилизованного мира! Но самое главное - это то, что в любом обществе,

которое мы можем назвать цивилизованным, человек должен жить активной

ментальной жизнью, поощрять ментальный поиск, а управление человеческой

жизнью и ее совершенствование при помощи ментальной силы сделать ясно

осознанной концепцией.

Но в рамках цивилизованного мира по-прежнему остается различие между

частично, мало, условно цивилизованным обществом и обществом культурным.

Поэтому, вероятно, простого пользования обычными благами цивилизации

недостаточно для того, чтобы человек поднялся до должного уровня ментальной

жизни; для этого необходимо дальнейшее развитие, более высокое восхождение.

Последнее поколение установило четкое различие между культурным человеком и

обывателем и составило совершенно ясный его образ. Грубо говоря, в их

понимании обыватель - это человек, который внешне живет цивилизованной

жизнью, обладает всеми ее атрибутами, имеет и громогласно провозглашает весь

набор расхожих мнений, предрассудков, условностей, взглядов, но не

восприимчив к новым идеям, не обнаруживает свободного разума, лишен чувства

красоты, не понимает искусства и опошляет все, к чему прикасается, - будь то

религия, этика, литература или жизнь. Обыватель есть в действительности

современный цивилизованный варвар; зачастую это полуцивилизованный

физиче-ский и витальный варвар, в невежестве своем привязанный к жизни тела,

витальных потребностей и импульсов и считающий идеалом человека просто

семейное и экономическое животное; но обычно и по существу он является

ментальным варваром - средним человеком, живущим жизнью чувств. Иными

словами, его ментальная жизнь происходит на нижнем плане разума; это жизнь

чувств, жизнь ощущений, жизнь эмоций, жизнь практического поведения - низший

уровень ментального существа. Во всех этих