существования, чуть расширить маленький сектор животного существования
в божественном круге бытия - но совершать ментальное становление и рост и
жить со знанием и силой, заключенными внутри, а равно направленными изнутри
наружу - вот что такое человеческая зрелость. Но здесь обнаруживается
двойственный мотив Природы - двойственность, неизбежная при осуществлении ее
замысла в человеке. Человек должен научиться у нее управлять и созидать; но
Природа явно предназначила ему не только управлять самим собой, сотворять и
постоянно преобразовывать в новые и более совершенные формы себя самого,
свое внутреннее существование, свой менталитет, но в согласии с этими
изменениями уп-равлять также окружающей его средой и преобразовывать ее.
Человек должен обратить Разум не только на него самого, но и на Жизнь,
Материю и физическое существование; это с полной очевидностью явствует не
только из закона и природы земной эволюции, но из истории человека, из его
прошлого и настоящего. Если принять во внимание это обстоятельство и
высочайшие стремления и побуждения человека, неизбежно возникает вопрос, а
не предназначено ли ему не только расширять пределы внутренней и внешней
жизни, но и расти вверх, чудесным образом превосходя человеческую природу,
подобно тому, как он превзошел свое животное начало, и превращаться в
существо более чем ментальное, более чем человеческое - в существо духовное
и божественное? Даже если человек не способен на это, все же он может
открыть свой разум тому началу, которое находится за его пределами, и все
больше и больше управлять своей жизнью при помощи света и силы, которые он
черпает в чем-то, превосходящем его самого. Осознание человеком
божественного начала, присутствующего в нем самом и мире, является
величайшим фактом его существования, и вполне возможно, что человеческой
природе предназначено развиваться до божественного уровня. В любом случае
явная цель человека - полнота Жизни, самая широкая и высокая жизнь, какая
только доступна ему, будет ли он представителем совершенного человечества
или новой и божественной расы. Мы должны признать и потребность человека в
целостности, и его внутреннее побуждение превзойти себя, если хотим
правильно определить смысл его индивидуального существования и совершенную
цель и критерий его общества.
Стремление к ментальной жизни ради нее самой - вот что обычно мы
понимаем под словом культура; однако при таком подходе смысл слова остается
слегка расплывчатым, поскольку мы можем понимать его более широко или более
узко в зависимости от наших представлений и пристрастий. Ибо наше ментальное
существование очень сложно и состоит из многих элементов. Во-первых, есть
его нижний, фун-даментальный план, который на эволюционной лестнице
находится ближе всего к витальному. На этом уровне наше существование имеет
две стороны: это ментальная жизнь чувств, ощущений и эмоций, где преобладает
субъективный мотив Природы, хотя с объективным в качестве причины, и
активная, или динамическая, жизнь ментального существа, связанная с
физической деятельностью и полем поведения, где преобладает объективный
мотив, хотя и с субъективным в качестве причины. На следующей ступени
эволюционной лестницы находится более возвышенное существо, с одной стороны,
моральное, с его этической жизнью, а с другой - эстетическое; каждое из них
старается захватить и подчинить своей власти фундаментальный план разума и
обратить опыт и деятельность последнего к своей собственной выгоде: первое -
во имя культуры и поклонения Справедливости, второе - во имя культуры и
поклонения Красоте. И над всеми ними стоит интеллектуальное существо,
которое использует их в своих интересах, помогает им, формирует их, часто
пытается забрать над ними полную власть. Высочайшая достигнутая человеком
ступень эволюции - это жизнь разума, или упорядоченного и приведенного в
гармонию интеллекта, с присущей ему динамической силой разумной воли, -
буддхи, который является или должен быть возничим, управляющим колесницей
человеческой жизни.
Однако человеческий разум состоит не единственно и исключительно из
рационального интеллекта и рациональной воли; в него входят более глубокие,
более интуитивные, более блистательные и мощные, но при этом гораздо менее
проявленные, менее развитые