не существуют ради себя самих, но являются
проводником и орудием некоего блага, которое выше их собственного. Их
следует подчинить более высоким потребностям ментального су-щества, очистить
и обуздать высшим законом истины, блага и красоты, прежде чем они смогут
занять должное место в целостном и совершенном человеческом бытии. Поэтому в
коммерческом веке - с его вульгарным и варварским идеалом успеха, витального
удовлетворения, производительности и собственности - человеческая душа может
задержаться ненадолго для того, чтобы приобрести некоторые полезные знания и
опыт, но не может оставаться постоянно. Если она останется там слишком
долго, Жизнь засорится, запрудится и погибнет от собственного переизбытка
или лопнет от перенапряжения в стремлении расширить свои пределы. Как
слишком массивный Титан, она рухнет под тяжестью собственного веса, mole
ruet sua.
Глава IX. Цивилизация и культура
Природа начинает свою эволюцию из Материи, проявляет и развивает
сокрытую в ней Жизнь, затем высвобождает из жизни погруженную в нее
бесформенную субстанцию Разума и, когда оказывается готова, обращает Разум
на него самого, Жизнь и Материю в великой попытке понять на ментальном
уровне все три в их феноменальном бытии, постичь их зримое действие, их
скрытые законы, их нормальные и сверхнормальные возможности и силы так,
чтобы их можно было использовать с максимальной пользой, наилучшим и
наиболее гармоничным образом, предельно развить, а также максимально
раскрыть их предназначение при участии той силы, которой из всех земных
существ безусловно обладает один человек, - т.е. разумной воли. И только на
четвертой стадии своего восхождения Природа доходит до человека. Атомы и
элементы организуют грубую Материю; растение развивается, подготавливая
появление живого существа; животное подготавливает и доводит до
определенного уровня структурную организацию бесформенной субстанции Разума,
но решить самую последнюю задачу - познать все эти вещи и научиться
управлять ими, а также познать себя и научиться управлять собой - было
предназначено Человеку, ментальному существу Природы. Чтобы он смог лучше
выполнить поставленную перед ним задачу, Природа заставляет его снова
проходить на физическом и до некоторой степени на ментальном уровне через
стадии своей животной эволюции, и, даже когда он овладевает своим ментальным
существом, она постоянно побуждает его сосредоточиваться с интересом и даже
своего рода одержимостью, на Материи, Жизни и на своем собственном теле и
витальном сущес-тве. Это необходимо для максимально полного осуществления
цели, поставленной Природой перед человеком. В его начальной естественной
поглощенности телом и жизнью проявляются его ограниченность и неразумность;
по мере роста разума и ментальной силы человек в какой-то степени
высвобождается из этих пут и обретает способность подняться выше, но
по-прежнему привязан потребностями и желаниями к своим витальным и
материальным корням и вынужден вновь возвращаться к ним - уже с более
глубоким интересом, распо-лагая новыми возможностями их использования,
преследуя в своем возвращении к этим началам все более ментальную и в
конечном счете все более духовную цель. Ибо циклы становления человека - это
циклы растущих, но еще несовершенных гармонии и синтеза, и Природа насильно
возвращает его назад к своим первоосновам, порой даже к чему-то вроде
первобытного состояния, с тем, чтобы он мог начать новое движение на более
широком витке восходящей линии прогресса и самоосуществления.
На первый взгляд, поскольку человек является существом преимущественно
ментальным, кажется, что развитие ментальных способно-стей и богатство
ментальной жизни должно стать высочайшей его целью - даже единственно важной
целью, как только он избавится от одержимости жизнью и телом и обеспечит
необходимое удовлетворение грубых потребностей, навязанных нам нашей
физической и животной природой. Знание, наука, искусство, мысль, этика,
философия, религия - вот подлинное призвание человека, вот настоящее его
дело. Быть означает для него не просто родиться, вырасти, вступить в брак,
добывать средства к существованию, содержать семью, а потом умереть - т.е.
жить витальной и физической жизнью, описать на человеческом уровне животный
круг