к украшениям и орнаментам жизни, ибо скорее упивались красотой
слов, формы и плодов воображения, нежели стремились к конкретному пониманию
и глубокому воплощению истины, красоты, живой идеи и божественной сути
бытия, сокрытых за ощутимой поверхностью вселенной. Сама религия закоснела в
догмах и обрядах, сектах и церквях и в основном утратила для всех, за
исключением единиц, непосредственную связь с живыми источниками духовности.
Появилась необходимость в эпохе отрицания. Искусство, философия и религия
должны были вернуться к себе, обратиться к своей глубинной сути, к своим
вечным началам. Теперь, когда период всемерного отрицании остался позади, мы
видим, как они возрождаются к жизни и ищут свою собственную истину, вновь
обретают силу благодаря возвращению к себе и новому открытию своей сути. На
примере Науки они научились или учатся сознавать, что Истина есть тайный
источник жизни и силы и что с открытием собственной своей истины они должны
стать на службу человеческому существованию.
Но хотя Наука таким образом подготовила нас к веку более широкой и
глубокой культуры и, несмотря на свой материализм и отчасти даже с его
помощью, сделала невозможным возрождение истинного материализма, присущего
варварскому менталитету, она в некотором смысле поддержала и первый, и
второй как своим отношением к жизни, так и тем, что открыла (это нельзя
назвать иначе) варварство другого рода, т. е. варварство индустриальной,
коммерческой и экономиче-ской эпохи, которая ныне приближается к своему
апогею и к своему завершению. Это экономическое варварство, по сути дела,
присуще витальному человеку, который ошибочно принимает свое витальное
существо за свое 'я' и считает его удовлетворение главной целью жизни.
Характерные черты Жизни - это желание и инстинкт собственно-сти. Как
физический варвар делает совершенство тела и развитие физической силы,
здоровья и отваги нормой и целью своей жизни, так витальный или
экономический варвар нормой и целью своей жизни делает удовлетворение
потребностей и желаний и накопление собственности. Идеальный человек в его
представлении - не культурный, благородный, мыслящий, нравственный или
религиозный, но преуспевающий человек. Достичь, преуспеть, произвести,
накопить, обладать - вот смысл его существования. Постоянное накопление
богатства, постоянное приумножение собственности, изобилие, показная
пышность, удовольствия, громоздкая низкопробная роскошь, избыток удобств,
лишенная красоты и благородства жизнь; опошленная или холодно
формализованная религия; политика и государственное управление, превращенные
в ремесло и профессию; самая радость, превращенная в бизнес, - вот что такое
эпоха коммерции. Для обычного, непробудившегося экономического человека
красота есть нечто бесполезное или неудобное, поэзия и искусство - нечто
легкомысленное или показное, служащее целям рекламы. Его идея цивилизации -
это комфорт, его идея морали - выполнение светских условностей, его идея
политики - поощрение индустриального развития, открытие новых рынков и
следующая за этим эксплуатация и торговля; его идея религии в лучшем случае
сводится к формальному благочестию или удовлетворению определенных витальных
эмоций. Он ценит образование за его полезность в подготовке человека к
успеху в проникнутом духом соперничества или, возможно, обобществленном
индустриальном государстве, науку - за полезные изобретения и знание,
комфорт, бытовые удобства, механизацию производства, которыми она его
обеспечивает, за ее способность организовывать, регулировать, стимулировать
производство. Крупный плутократ, преуспевающий капиталист и промышленник -
вот герои коммерческого века и подлинные, зачастую тайные, правители
общества.
Сущность этого варварства заключается в погоне за витальным успехом и
удовольствием, в стремлении к производительности, накоплению, обладанию,
наслаждению, комфорту, удобству ради них самих. Витальная часть существа
является таким же элементом целостного человеческого существования, как и
часть физическая; у нее есть свое место, но она не должна претендовать на
большее. Полнокровная и хорошо обустроенная жизнь желательна для человека,
живущего в обществе, но при том условии, что это также жизнь истинная и
прекрасная. Ни жизнь, ни тело