которыми не сможет успешно воспользоваться ни один варварский
народ, пока сам не станет цивилизованным и не добудет знание, которое может
дать одна лишь Наука. Она поняла также, что невежество - это враг, которого
нельзя игнорировать, и начала уничтожать его везде, где только находила.
Именно такому пониманию обязан идеал всеобщего образования (по крайней мере
в смысле первичного просвещения ума и воспитания способностей) если не своим
рождением, то все же многими своими практическими возможностями. Он
распространился по миру с неудержимой силой и пробудил жажду знаний в
менталитете трех континентов. Он сделал всеобщее образование неотъемлемым
условием национальной силы и успехов и таким образом заставил стремиться к
нему не только все свободные народы, но и каждую нацию, которая желает
обрести свободу и выжить - так что повсеместное распространение знания и
рост интеллектуальной активности являются теперь для человечества лишь
вопросом Времени; им препятствуют только некоторые политические и
экономические обстоятельства, преодолеть которые уже стараются и мысль, и
тенденции века. И, если говорить в общем, Наука уже раз и навсегда расширила
интеллектуальные горизонты человечества и повысила, развила и значительно
усилила интеллектуальные способности человечества в целом.
Пусть первые тенденции Науки были материалистическими, а ее неоспоримые
победы ограничивались знанием физической вселенной, тела и физической жизни.
Но этот материализм очень сильно отличается от прежнего, отождествлявшего
'я' и тело. Какими бы ни были его кажущиеся тенденции, на самом деле он
провозглашал человека ментальным существом и утверждал верховную власть
интеллекта. Наука по самой природе своей есть знание, интеллектуальность, и
вся ее деятельность сводилась к деятельности Ума, который обращал взор на
свою физическую и витальную структуры и окружающую среду, чтобы узнать,
завоевать и подчинить своей власти Жизнь и Материю. Ученый есть
Человек-мыслитель, который овладевает силами материальной Природы путем их
познания. В конечном счете Жизнь и Материя - это наш фундамент, низший базис
нашей природы, и знание их процессов, их собственных возможностей и
возможностей, которые они дают человеку, является частью знания,
необходимого для того, чтобы выйти за их пределы. Жизнь и тело необходимо
превзойти, но также использовать и совершенствовать. Мы не сможем полностью
познать законы и возможности физической Природы, пока не познаем также
законы и возможности Природы надфизической; поэтому после того, как наше
физическое знание достигнет совершенства, должно начаться развитие новой и
возрождение старой ментальной и психической науки - и эта новая эра уже
начинает открываться перед нами. Однако совершенное развитие физических наук
было главным необходимым условием; именно в этой сфере происходило первичное
становление человече-ского разума в его новой попытке познать Природу и
овладеть миром.
Даже в ходе своей негативной деятельности материалистическая Наука
выполняет задачу, результаты которой в конце концов пригодятся человеческому
уму в его стремлении выйти за пределы материализма. Но Наука, переживающая
расцвет победоносного Материализма, презрела и отвергла Философию;
преобладание Науки позитивистского и прагматического характера подавило дух
поэзии и искусства и вытеснило их с передовых позиций на фронте культуры;
поэзия вступила в эпоху упадка и декаданса, приняла форму и размер
ритмической прозы, утратила очарование и лишилась поддержки всех своих
поклонников, за исключением крайне немногочисленной аудитории; живопись
повернула в сторону абсурдного кубизма и отдалась уродливым образам и плодам
воображения; идеал отступил, и вместо него на престол взошла реальная
действительность и стала поощрять безобразный реализм и утилитаризм; в своей
борьбе против религиозного мракобесия Наука почти преуспела в истреблении
религии и религиозного духа. Но философия превратилась в слишком абстрактную
дисциплину и занялась скорее поиском абстрактной истины в мире идей и слов,
нежели тем, чем должна заниматься - постижением подлинной реальности вещей,
позволяющей человеку понять закон, цель и принцип совершенствования своего
существования. Поэзия и искусство стали слишком утонченными занятиями, чтобы
относиться