Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 1)

которыми не сможет успешно воспользоваться ни один варварский

народ, пока сам не станет цивилизованным и не добудет знание, которое может

дать одна лишь Наука. Она поняла также, что невежество - это враг, которого

нельзя игнорировать, и начала уничтожать его везде, где только находила.

Именно такому пониманию обязан идеал всеобщего образования (по крайней мере

в смысле первичного просвещения ума и воспитания способностей) если не своим

рождением, то все же многими своими практическими возможностями. Он

распространился по миру с неудержимой силой и пробудил жажду знаний в

менталитете трех континентов. Он сделал всеобщее образование неотъемлемым

условием национальной силы и успехов и таким образом заставил стремиться к

нему не только все свободные народы, но и каждую нацию, которая желает

обрести свободу и выжить - так что повсеместное распространение знания и

рост интеллектуальной активности являются теперь для человечества лишь

вопросом Времени; им препятствуют только некоторые политические и

экономические обстоятельства, преодолеть которые уже стараются и мысль, и

тенденции века. И, если говорить в общем, Наука уже раз и навсегда расширила

интеллектуальные горизонты человечества и повысила, развила и значительно

усилила интеллектуальные способности человечества в целом.

Пусть первые тенденции Науки были материалистическими, а ее неоспоримые

победы ограничивались знанием физической вселенной, тела и физической жизни.

Но этот материализм очень сильно отличается от прежнего, отождествлявшего

'я' и тело. Какими бы ни были его кажущиеся тенденции, на самом деле он

провозглашал человека ментальным существом и утверждал верховную власть

интеллекта. Наука по самой природе своей есть знание, интеллектуальность, и

вся ее деятельность сводилась к деятельности Ума, который обращал взор на

свою физическую и витальную структуры и окружающую среду, чтобы узнать,

завоевать и подчинить своей власти Жизнь и Материю. Ученый есть

Человек-мыслитель, который овладевает силами материальной Природы путем их

познания. В конечном счете Жизнь и Материя - это наш фундамент, низший базис

нашей природы, и знание их процессов, их собственных возможностей и

возможностей, которые они дают человеку, является частью знания,

необходимого для того, чтобы выйти за их пределы. Жизнь и тело необходимо

превзойти, но также использовать и совершенствовать. Мы не сможем полностью

познать законы и возможности физической Природы, пока не познаем также

законы и возможности Природы надфизической; поэтому после того, как наше

физическое знание достигнет совершенства, должно начаться развитие новой и

возрождение старой ментальной и психической науки - и эта новая эра уже

начинает открываться перед нами. Однако совершенное развитие физических наук

было главным необходимым условием; именно в этой сфере происходило первичное

становление человече-ского разума в его новой попытке познать Природу и

овладеть миром.

Даже в ходе своей негативной деятельности материалистическая Наука

выполняет задачу, результаты которой в конце концов пригодятся человеческому

уму в его стремлении выйти за пределы материализма. Но Наука, переживающая

расцвет победоносного Материализма, презрела и отвергла Философию;

преобладание Науки позитивистского и прагматического характера подавило дух

поэзии и искусства и вытеснило их с передовых позиций на фронте культуры;

поэзия вступила в эпоху упадка и декаданса, приняла форму и размер

ритмической прозы, утратила очарование и лишилась поддержки всех своих

поклонников, за исключением крайне немногочисленной аудитории; живопись

повернула в сторону абсурдного кубизма и отдалась уродливым образам и плодам

воображения; идеал отступил, и вместо него на престол взошла реальная

действительность и стала поощрять безобразный реализм и утилитаризм; в своей

борьбе против религиозного мракобесия Наука почти преуспела в истреблении

религии и религиозного духа. Но философия превратилась в слишком абстрактную

дисциплину и занялась скорее поиском абстрактной истины в мире идей и слов,

нежели тем, чем должна заниматься - постижением подлинной реальности вещей,

позволяющей человеку понять закон, цель и принцип совершенствования своего

существования. Поэзия и искусство стали слишком утонченными занятиями, чтобы

относиться