отношение к действительности привело к тенденции
превратить все формы общественной жизни в таинство, религиозное и священное,
однако еще не лишая их жизненной силы и гибкости, которых мы не видим в
жесткой структуре 'первобытных' общин, поскольку они уже перешли из
символистической стадии развития в конвенциональную, хотя и по кривой упадка
вместо кривой роста. Всем управляет духовная идея; поддерживающие ее
символические религиозные формы закрепляются на уровне канона; общественные
формы неопределенны, гибки и способны на бесконечное развитие. Один элемент,
однако, начинает обретать черты прочной устойчивости - а именно
психологический тип. Таким образом, сначала мы имеем символическую идею
четырех сословий, выражающую (говоря отвлеченно-образным языком, который
ведические мыслители не стали бы использовать и, вероятно, не поняли бы, но
который лучше отвечает нынешнему образу мышления) Божественное как знание в
человеке, Божественное как силу, Божественное как производство, обладание и
взаимопомощь, Божественное как служение, покорность и труд. Это деление
соответствует четырем космическим началам: Мудрости, которая содержит в себе
порядок и принцип всего существующего; Силе, которая санкционирует ее
действие, поддерживает и укрепляет ее; Гармонии, которая приводит в согласие
все части; и Труду, который служит остальным началам. Затем на основании
этой идеи сложился устойчивый, но еще не жесткий общественный строй, в
основу которого был положен в первую очередь характер и психологический тип1
с соответствующей ему этической нормой, а во вторую очередь - социальная и
экономическая функция2 последнего. Но сама функция определялась ее
соответствием психологическому типу и этической норме; она была не основным
и не единственным фактором. Первая, символистическая стадия такой эволюции
является преимущественно религиозной и духовной; все прочие элементы,
присутствующие в ней,- психологические, этические, экономические,
материальные - целиком подчинены духовной и религиозной идее. Вторая стадия,
которую мы можем назвать типической, является преимущественно
психологической и этической; все прочее, даже духовное и религиозное,
подчинено психологической идее и выражающему ее этическому идеалу. Тогда
религия становится мистическим обоснованием этического принципа и учения,
Дхармы; это становится ее главным общественным назначением, во всем же
остальном она принимает все более и более потусторонний характер. Идея
непосредственного выражения божественного Существования, или космического
Принципа в человеке, утрачивает господствующее влияние, первостепенное
значение и ведущую роль; она отступает, уходит на задний план и наконец
исчезает из жизненной практики, а в конечном счете даже из теории.
Типическая стадия развития создает великие общественные идеалы, которые
сохраняют свое влияние на сознание людей даже после того, как сама стадия
осталась в прошлом. Главное ее живое наследие заключается в понятии
общественного долга и чести: долга и чести брамина, которые состоят в
чистоте, благочестии, глубоком почтении к творениям ума и духа, бескорыстном
обладании ученостью и знанием и стремлении исключительно к ним; долга и
чести кшатрия, которые предполагают отвагу, рыцарское великодушие, силу,
известную гордую сдержанность и самообладание, благородство нрава и все, к
чему такое благородство обязывает; долга и чести вайшьи, которые заключаются
в честности и надежности в делах и торговле, добросовестном производстве,
соблюдении установленного порядка, щедрости и благотворительности; долга и
чести шудры, которые выражаются в послушании, подчинении, верном служении и
бескорыстной преданности. Но все эти понятия постепенно утрачивают живую
связь с породившей их чистой психологической идеей, перестают быть
естественным выражением внутреннего мира человека; они превращаются в
условность (конвенцию), хотя и самую благородную из условностей. В конечном
счете они сохраняются в обществе скорее в качестве традиции, закрепленной в
мысли и слове, нежели в качестве жизненной реальности.
Ибо типическая стадия естественным образом переходит в
конвенциональную. Конвенциональная стадия развития человеческого общества
начинается тогда, когда внешние атрибуты, внешние выражения