Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 1)

Этот закон должен привести жизнь нации в гармонию с

жизнью всего человечества и свободно выразить себя в человечестве как силу,

необходимую для общего роста и совершенство-вания. Для человечества закон

заключается в том, чтобы следовать путем восходящей эволюции к раскрытию и

выражению Божествен-ного в человеческой расе, максимально используя в своих

интересах свободное развитие и достижения всех индивидов, наций и общностей;

упорным трудом приближать тот день, когда человечество сможет стать в

действительности, а не только в мечтах, одной божественной семьей; но даже

тогда, когда оно успешно объединится, уважать свободный рост и деятельность

составляющих его индивидов и общностей, содействовать их становлению и

получать от него ответное содействие.

Естественно, это - идеальный закон развития, который несовершенная

человеческая раса в действительности никогда еще не осущест-влялаи,

возможно, осуществит еще не скоро. Человеку, который не пос-тиг, но только

стремился постичь свою суть, не обладал сознательным знанием, едва только

начал подчиняться, подсознательно или полусознательно, велению закона

собственной своей природы-оступаясь, со-мневаясь и отклоняясь от истинного

пути, совершая насилие над собой и другими, - приходилось продвигаться

вперед через хитросплетения истинного и ложного, верного и неверного, через

принуждение, мятеж и грубые компромиссы; и до сих пор у него нет ни широты

знания, ни гибкости ума, ни чистоты нрава, которые позволили бы ему

следовать скорее закону свободы и гармонии, нежели закону дисгармонии,

насильственной регламентации, принуждения, компромиссов и борьбы. И тем не

менее истинная задача человека в субъективистском веке - веке, когда знание

растет и распространяется с беспрецедентной скоростью, когда индивидуальные

способности становятся достоянием всего человечества, когда люди и нации

сближаются и частично объединяются (пусть в еще плохо организованные

сообщества со сложными и запутанными связями), когда они вынуждены узнавать

друг друга и более глубоко познавать себя самих, человечество, Бога и мир,

когда идея самореализации для людей и наций становится сознательной силой, -

естественное стремление, работа и осмысленная надежда человека в таком веке

должны состоять в том, чтобы по-настоящему познать себя, найти идеальный

закон своего существования и развития и, если даже тогда эгоистическая

природа воспрепятствует человеку неуклонно следовать найденному закону,

постоянно ориентироваться на него и с течением времени найти способ

постепенно превратить этот закон в принцип, формирующий его индивидуальную и

общест-венную жизнь.

Глава VIII. Цивилизация и варварство

Когда мы установили, что принцип совершенной индивидуально-сти и

совершенной взаимозависимости - это идеальный закон для индивида, общности и

расы и что целью этого закона является их совершенное объединение и даже

единство в свободном разнообразии, нам следует попытаться понять более ясно,

чтоv мы имеем в виду, когда говорим, что смысл - тайный или явный -

индивидуального и социального развития заключается в самореализации. До сих

пор нам не приходилось иметь дело с расой, человечеством как единой

общностью; самым крупным цельным и живым организмом для нас по-прежнему

остается нация. И лучше всего нам будет начать с индивида - и потому, что

его природу мы знаем лучше и ближе, чем природу общественной души и жизни, и

потому, что общество или нация, даже при всей их сложности, являются просто

более масштабным и многосоставным индивидом - коллективным Человеком.

Следовательно, все законы, действительные для первого, скорее всего, в общем

своем принципе, будут верны и для более крупного организма. Более того,

развитие свободного индивида является, как мы говорили, главным условием

развития совершенного общества. Поэтому нам следует начать с индивида: это

наша исходная величина и отправная точка.

Человеческое 'Я' есть нечто сокровенное и тайное; это не тело человека,

это не его жизнь и даже - хотя в эволюционной иерархии он является

ментальным существом, Ману, - не его ум. Поэтому совершенство его

физической, витальной или ментальной природы не может быть ни последним

условием, ни подлинным критерием его самореализации; все это лишь средства

проявления, второстепенные