Этот закон должен привести жизнь нации в гармонию с
жизнью всего человечества и свободно выразить себя в человечестве как силу,
необходимую для общего роста и совершенство-вания. Для человечества закон
заключается в том, чтобы следовать путем восходящей эволюции к раскрытию и
выражению Божествен-ного в человеческой расе, максимально используя в своих
интересах свободное развитие и достижения всех индивидов, наций и общностей;
упорным трудом приближать тот день, когда человечество сможет стать в
действительности, а не только в мечтах, одной божественной семьей; но даже
тогда, когда оно успешно объединится, уважать свободный рост и деятельность
составляющих его индивидов и общностей, содействовать их становлению и
получать от него ответное содействие.
Естественно, это - идеальный закон развития, который несовершенная
человеческая раса в действительности никогда еще не осущест-влялаи,
возможно, осуществит еще не скоро. Человеку, который не пос-тиг, но только
стремился постичь свою суть, не обладал сознательным знанием, едва только
начал подчиняться, подсознательно или полусознательно, велению закона
собственной своей природы-оступаясь, со-мневаясь и отклоняясь от истинного
пути, совершая насилие над собой и другими, - приходилось продвигаться
вперед через хитросплетения истинного и ложного, верного и неверного, через
принуждение, мятеж и грубые компромиссы; и до сих пор у него нет ни широты
знания, ни гибкости ума, ни чистоты нрава, которые позволили бы ему
следовать скорее закону свободы и гармонии, нежели закону дисгармонии,
насильственной регламентации, принуждения, компромиссов и борьбы. И тем не
менее истинная задача человека в субъективистском веке - веке, когда знание
растет и распространяется с беспрецедентной скоростью, когда индивидуальные
способности становятся достоянием всего человечества, когда люди и нации
сближаются и частично объединяются (пусть в еще плохо организованные
сообщества со сложными и запутанными связями), когда они вынуждены узнавать
друг друга и более глубоко познавать себя самих, человечество, Бога и мир,
когда идея самореализации для людей и наций становится сознательной силой, -
естественное стремление, работа и осмысленная надежда человека в таком веке
должны состоять в том, чтобы по-настоящему познать себя, найти идеальный
закон своего существования и развития и, если даже тогда эгоистическая
природа воспрепятствует человеку неуклонно следовать найденному закону,
постоянно ориентироваться на него и с течением времени найти способ
постепенно превратить этот закон в принцип, формирующий его индивидуальную и
общест-венную жизнь.
Глава VIII. Цивилизация и варварство
Когда мы установили, что принцип совершенной индивидуально-сти и
совершенной взаимозависимости - это идеальный закон для индивида, общности и
расы и что целью этого закона является их совершенное объединение и даже
единство в свободном разнообразии, нам следует попытаться понять более ясно,
чтоv мы имеем в виду, когда говорим, что смысл - тайный или явный -
индивидуального и социального развития заключается в самореализации. До сих
пор нам не приходилось иметь дело с расой, человечеством как единой
общностью; самым крупным цельным и живым организмом для нас по-прежнему
остается нация. И лучше всего нам будет начать с индивида - и потому, что
его природу мы знаем лучше и ближе, чем природу общественной души и жизни, и
потому, что общество или нация, даже при всей их сложности, являются просто
более масштабным и многосоставным индивидом - коллективным Человеком.
Следовательно, все законы, действительные для первого, скорее всего, в общем
своем принципе, будут верны и для более крупного организма. Более того,
развитие свободного индивида является, как мы говорили, главным условием
развития совершенного общества. Поэтому нам следует начать с индивида: это
наша исходная величина и отправная точка.
Человеческое 'Я' есть нечто сокровенное и тайное; это не тело человека,
это не его жизнь и даже - хотя в эволюционной иерархии он является
ментальным существом, Ману, - не его ум. Поэтому совершенство его
физической, витальной или ментальной природы не может быть ни последним
условием, ни подлинным критерием его самореализации; все это лишь средства
проявления, второстепенные