Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 1)

к универсальности и всеобъемлющей любви. И все же категоричное

притязание общности, общества или нации на то, чтобы сделать свой рост,

совершенствование и величие единственной целью человеческой жизни или

существовать только ради себя в ущерб индивиду и остальному человечеству,

установить деспотичную власть над первым и провозгласить законом своих

действий в мире враждебное самоутверждение (неважно, агрессивное или

защитное) в ущерб второму - а не временной необходимостью, какая, к

сожалению, есть в наше время, - такая позиция обществ, рас, религий, общин,

наций и империй является явным заблуждением человеческого разума точно так

же, как требование индивида жить эгоис-тически ради себя самого является

заблуждением и искажением истины.

Истина, ныне искаженная и превращенная в это заблуждение, едина для

общности и для индивида. Нация или общность являются формой коллективной

жизни, которая выражает 'Я' согласно общему закону человеческой природы, а

также способствует развитию и частично реализует предназначение человечества

в своем собственном разви-тии и осуществлении своего собственного

предназначения - согласно закону своего существования и природе своей

коллективной индивидуальности. Так же, как индивид, нация или общность имеет

право быть самой собой и справедливо требует-выступая против любой попытки

другихнаций установить над ней господство или против любой излишне сильной

тенденции к единообразию в рамках всего человечества и строгой регламентации

жизни, представляющей угрозу для ее независимого развития, - права защищать

свое существование, быть самой собой и настаивать на развитии согласно

сокровенной Идее, в ней содержащейся, или, как мы говорим, согласно закону

собственной своей природы. Это право она должна утверждать не только ради

себя самой и даже главным образом не ради себя самой, но в интересах всего

человечества. Ибо единственным подлинным нашим правом является право

требовать тех условий, которые необходимы для нашего свободного и здорового

роста, и, опять же, это является нашим правом потому, что так необходимо для

развития всего человечества и для осуществления его предназначения.

Это право быть собой не означает для нации или общности (как и для

индивида), что она должна свернуться в клубок, подобно ежу, замкнуться в

своих догмах, предубеждениях, ограничениях, несовершенствах, в формах и

шаблонах своих прошлых или современных достижений и отвергать ментальное или

физическое общение и взаимодействие, как и духовное или физическое слияние с

остальным миром. Ибо в этом случае нация не сможет развиваться и

совершенствоваться. Как индивид живет в жизни других индивидов, так нация

живет в жизни других наций, принимая от них материал для становления своей

собственной ментальной, экономической и физической жизни; но для того, чтобы

обеспечить себе безопасное существование и здоровое развитие, она должна

усвоить этот материал, подчинить его закону собственной своей природы,

преобразовать в субстанцию своего су-щества и обработать собственной своей

свободной волей и сознани-ем. Принцип или закон чуждой природы, навязанный

ей силой или принуждением, стирающим индивидуальные черты, - это угроза

су-ществованию нации, ущерб для ее жизни, оковы, затрудняющие ее движение.

Как свободное развитие индивида внутри самого себя является наилучшим

условием роста и совершенствования общности, так и свободное развитие

общности или нации внутри себя самой являет-ся наилучшим условием роста и

совершенствования всего человечества.

Таким образом, для индивида закон заключается в том, чтобы

совершенствовать свою индивидуальность изнутри, но уважать то же самое

свободное развитие в других, содействовать ему и получать ответное

содействие. Его закон заключается в том, чтобы привести свою жизнь в

гармонию с жизнью общества и свободно выразить себя в человечестве как силу,

ведущую к общему росту и совершенствованию. Точно так же для общности или

нации закон заключается в том, чтобы совершенствовать свое коллективное

существование свободно развиваясь изнутри, поощряя и наилучшим образом

используя в своих интересах свободное развитие индивида, но уважать такое же

свободное развитие других общностей и наций, содействовать ему и получать

ответное содействие.