к универсальности и всеобъемлющей любви. И все же категоричное
притязание общности, общества или нации на то, чтобы сделать свой рост,
совершенствование и величие единственной целью человеческой жизни или
существовать только ради себя в ущерб индивиду и остальному человечеству,
установить деспотичную власть над первым и провозгласить законом своих
действий в мире враждебное самоутверждение (неважно, агрессивное или
защитное) в ущерб второму - а не временной необходимостью, какая, к
сожалению, есть в наше время, - такая позиция обществ, рас, религий, общин,
наций и империй является явным заблуждением человеческого разума точно так
же, как требование индивида жить эгоис-тически ради себя самого является
заблуждением и искажением истины.
Истина, ныне искаженная и превращенная в это заблуждение, едина для
общности и для индивида. Нация или общность являются формой коллективной
жизни, которая выражает 'Я' согласно общему закону человеческой природы, а
также способствует развитию и частично реализует предназначение человечества
в своем собственном разви-тии и осуществлении своего собственного
предназначения - согласно закону своего существования и природе своей
коллективной индивидуальности. Так же, как индивид, нация или общность имеет
право быть самой собой и справедливо требует-выступая против любой попытки
другихнаций установить над ней господство или против любой излишне сильной
тенденции к единообразию в рамках всего человечества и строгой регламентации
жизни, представляющей угрозу для ее независимого развития, - права защищать
свое существование, быть самой собой и настаивать на развитии согласно
сокровенной Идее, в ней содержащейся, или, как мы говорим, согласно закону
собственной своей природы. Это право она должна утверждать не только ради
себя самой и даже главным образом не ради себя самой, но в интересах всего
человечества. Ибо единственным подлинным нашим правом является право
требовать тех условий, которые необходимы для нашего свободного и здорового
роста, и, опять же, это является нашим правом потому, что так необходимо для
развития всего человечества и для осуществления его предназначения.
Это право быть собой не означает для нации или общности (как и для
индивида), что она должна свернуться в клубок, подобно ежу, замкнуться в
своих догмах, предубеждениях, ограничениях, несовершенствах, в формах и
шаблонах своих прошлых или современных достижений и отвергать ментальное или
физическое общение и взаимодействие, как и духовное или физическое слияние с
остальным миром. Ибо в этом случае нация не сможет развиваться и
совершенствоваться. Как индивид живет в жизни других индивидов, так нация
живет в жизни других наций, принимая от них материал для становления своей
собственной ментальной, экономической и физической жизни; но для того, чтобы
обеспечить себе безопасное существование и здоровое развитие, она должна
усвоить этот материал, подчинить его закону собственной своей природы,
преобразовать в субстанцию своего су-щества и обработать собственной своей
свободной волей и сознани-ем. Принцип или закон чуждой природы, навязанный
ей силой или принуждением, стирающим индивидуальные черты, - это угроза
су-ществованию нации, ущерб для ее жизни, оковы, затрудняющие ее движение.
Как свободное развитие индивида внутри самого себя является наилучшим
условием роста и совершенствования общности, так и свободное развитие
общности или нации внутри себя самой являет-ся наилучшим условием роста и
совершенствования всего человечества.
Таким образом, для индивида закон заключается в том, чтобы
совершенствовать свою индивидуальность изнутри, но уважать то же самое
свободное развитие в других, содействовать ему и получать ответное
содействие. Его закон заключается в том, чтобы привести свою жизнь в
гармонию с жизнью общества и свободно выразить себя в человечестве как силу,
ведущую к общему росту и совершенствованию. Точно так же для общности или
нации закон заключается в том, чтобы совершенствовать свое коллективное
существование свободно развиваясь изнутри, поощряя и наилучшим образом
используя в своих интересах свободное развитие индивида, но уважать такое же
свободное развитие других общностей и наций, содействовать ему и получать
ответное содействие.