быть ее орудиями и слугами, и когда необходимость в них
отпадает, их следует отвергать и уничтожать. Правда и то, что человек должен
набираться опыта, обращаясь к уму и жизни окружающих людей, и извлекать
наибольшую пользу из опыта человечества прошлых веков, а не ограничивать
себя узкими рамками собственного мировоззрения; но пре-успеть в этом он
сможет лишь тогда, когда сделает все найденное своей собственностью, усвоив
его и приведя в гармонию с собственной природой и подчинив зову будущей
жизни, все шире раздвигающей свои горизонты. Свобода, которой требовал
мятежный человеческий ум для индивида, есть не просто эгоистический вызов и
бунт, каким бы эгоистическим путем эта свобода порой ни достигалась и сколь
бы однобоко и неверно ни использовалась - это божественный инстинкт
человеческой природы, закон 'Я', его требование пространства и единственное
главное условие его естественного самораскрытия.
Индивид принадлежит не только человечеству в целом, его природа
представляет собой не только вариацию человеческой природы в целом - он
принадлежит также к определенной расе, определенному классу, определенному
ментальному, витальному, физическому, духовному типу, и в этом отношении он
сходен с одними и отличается от других. По принципу этого сходства человек
стремится объединиться с себе подобными в церквях, сектах, общинах,
сословиях, товари-ществах, ассоциациях, жизни которых он помогает, и с их
помощью обогащает как свою жизнь, так и жизнь крупной экономической,
социальной и политической группы или общности, к которой принадле-жит. В
нынешнее время такой общностью является нация. Своим вкладом в национальную
жизнь (хотя и не только этим) человек помогает общей жизни человечества в
целом. Но следует заметить, что он не ограничен и не может быть ограничен
рамками ни одного из этих сообществ; он является не просто аристократом,
купцом, воином, священнослужителем, ученым, художником, земледельцем или
ремесленником, не просто религиозным, общественным или политическим
деятелем. Равно он не может быть ограничен рамками своей нации; он является
не просто англичанином, французом, японцем или индийцем; если одной частью
своего 'я' он принадлежит нации, то другой частью превосходит ее и
принадлежит человечеству. Но даже тогда остается часть его 'я', величайшая
из всех, которая превосходит и человечество; благодаря ей он принадлежит
Богу, миру всех созданий и божествам будущего. Человеку действительно
свойственна тенденция к самоограничению и подчинению окружающей среде и
общности, но ему также свойственна и равно необходимая тенденция к росту и
выходу за пределы окружающей среды и любых объединений. В животном мире
индивид находится в полной зависимости от своего рода и, если собирается в
стаю, подчиняется своей стае; человеческий ин-дивид уже отчасти начал
причащаться бесконечности, сложности, безграничной многоликости того 'Я',
которое мы видим проявлен-ным в мире. Или, по меньшей мере, у него есть
такая возможность, даже если в его упорядоченной поверхностной природе пока
признаков этого незаметно. Здесь речь идет не о принципе простой
бесформенной текучести; речь идет о стремлении человека обогатить себя по
возможности большим материалом, который постоянно привносится, постоянно
усваивается и перерабатывается в средство его роста и божественного развития
в согласии с законом его индивидуальной природы.
Таким образом, общность занимает промежуточное положение между
индивидом и человечеством и существует не только ради себя самой, но также
ради первого и второго, помогая им осуществить друг друга. Индивид должен
жить в человечестве, равно как человечество - в индивиде; но человечество
является или являлось слишком крупным сообществом, чтобы средний ум мог его
и осознавать как свое, и глубоко чувствовать; даже если человечество
превратится в поддающуюся управлению единицу жизни, промежуточные группы или
общности должны будут по-прежнему сохраниться, чтобы выражать различия в
общей массе и сосредоточивать и объединять разнообразные тенденции в
пределах единого человеческого сообщества. Поэтому на какое-то время
общность должна оставаться для индивида заменой человечеству даже ценой
того, что она будет стоять между первым и вторым, сдерживая стремление
человека