в жизни все, что постепенно открывается
человеку в его видении и мысленном образе 'Я', - вот источник человеческих
сил, закон человеческого развития и тайна человеческого стремления к
совершенству.
Человечество на земле является единым главным самовыражением
универсального Существа в Его космическом самораскрытии; человек выражает -
в условиях земного мира, в котором он обитает, - ментальную силу
универсального существования. Все человечество едино по своей природе -
физической, витальной, эмоциональной, ментальной - и всегда было единым,
несмотря на все различия в интеллектуальных уровнях - от неразвитого бушмена
и негроида до представителя высокоразвитых культур Азии и Европы; и как
единая человеческая общность все человечество имеет одно предназначение,
которое оно стремится осуществить и к выполнению которого неуклонно
приближается, совершая цикличное движение - то восходящее, то нисходящее -
на протяжении бесчисленных тысячелетий истории. Ни одно блистательное
свершение отдельной расы или нации, ни одна их победа в смысле новых
завоеваний, духовных озарений, интеллектуальных достижений или установления
власти над окружающей средой не имеет какого-либо непреходящего значения или
ценности, пока не добавляет, не возвращает или не сохраняет что-то полезное
для человечества на этом пути. Движение к цели, которую древние индийские
писания провозглашают подлинной целью всякой человеческой деятельности, -
локасанграха, поддержание целостности человечества в ходе его циклической
эволюции, - всегда остается смыслом всех наших действий, понимаем мы это или
нет.
Но в пределах этой общей природы и общего предназначения человечества
каждый отдельный человек должен двигаться к общей цели путями,
предопределенными его собственной природой, и достигать своего максимально
возможного совершенства через внутренний рост. Только таким образом сама
человеческая раса сможет достичь какой-либо подлинной, живой и глубокой
реализации. Этого нельзя добиться грубым, тяжеловесным, механическим
принуждением масс; коллективное 'я' не имеет права рассматривать индивида
как всего лишь клетку своего тела, кирпичик своего здания, пассивное орудие
своей общественной жизни и роста. Человечество устроено иначе. Мы не
постигнем божественную реальность в человеке и тайный смысл человече-ской
жизни, если не увидим, что каждый отдельный человек является этим 'Я' и в
своем собственном существовании заключает все потенциальные возможности
человечества. Эти потенциальные возможности он должен выявить, развить и
осуществить изнутри. Никакое Государство, законодатель или реформатор не
вправе безжалостно кроить человека по некоему идеальному образцу; никакая
Церковь или священнослужитель не могут дать ему автоматического спасения;
никакой строй, классовая жизнь или идеал, никакая нация, цивилизация или
доктрина, никакая этическая, социальная или религиозная Шастра не вправе
постоянно говорить ему: 'Таким-то образом, мной указанным, ты будешь
действовать и до такого-то уровня будешь развиваться, а действовать иначе и
развиваться дальше тебе не позволено'. Все они могут временно помогать
человеку или сдерживать его; и по мере своего роста он сначала использует, а
потом превосходит их, воспитывает и обучает благодаря им свою
индивидуальность, но в конце концов всегда утверждает ее в ее божественной
свободе. Он вечно странствует по виткам циклов, и путь его ведет вверх.
Действительно, его жизнь и становление совершаются во имя всего мира,
но помогать миру своей жизнью и становлением он начинает только по мере
того, как все более свободно и широко отождествляется со своим подлинным
'я'. Действительно, человек должен использовать идеалы, учения, системы
взаимодействия, которые встречает на своем пути; но по-настоящему - верным
способом и по подлинному их назначению - он сможет воспользоваться ими лишь
в том случае, если они являются для его жизни средствами движения к некой
цели, лежащей за их пределами, а не грузом, который доvлжно нести ради него
самого, или некими деспотическими системами контроля, которым он должен
подчиняться как раб или послушный подданный; ибо, хотя законы и учения имеют
особенность быть тиранами человеческой души, единственное их назначение
состоит в том, чтобы