Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 1)

волю и

знание, овладеть одновременно на человечес-ком и божественном уровне

(согласно закону и природе человеческой жизни, но человеческой жизни,

реализуемой в Боге и реализующей Бога в мире) и самим собой, и миром - вот

предназначение человека и цель его индивидуального и общественного бытия1.

Это осуществляется прежде всего через индивида; именно для этой цели

человек стал индивидуальной душой2 - чтобы Единое могло найти и проявить

Себя в каждом человеческом существе. Конечно, индивиду не достичь этой цели

одной своей ментальной силой, не получающей поддержки. Он нуждается в помощи

сокровенного Божественного, находящегося за пределами его ментальной сферы,

в его сверхсознательном 'я'; он нуждается также в помощи сокровенного

Божественного, присутствующего вокруг него в Природе и окружающих людях. Все

в Природе служит для человека поводом развить свои божественные силы, и он

имеет известную относительную свободу использовать или упустить эту

возможность, хотя в конечном счете результатами и должного, и недолжного

использования им своих ресурсов универсальная Воля распоряжается таким

образом, чтобы в конце концов содействовать развитию его закона

существования и реализации его предназначения. Вся окружающая человека жизнь

помогает ему в движении к скрытой в нем божественной цели; каждый человек

является его товарищем по работе и помогает ему - либо в качестве

единомышленника и союзника, либо в качестве соперника и противника. Он

выполняет свое предназначение не как индивидуальный Человек, действующий

ради одной лишь своей индивидуальной души (ибо личным спасением души не

исчерпывается его идеал), но как Человек, работающий также и для всего мира

или, точнее, для Бога в мире, Бога во всех, равно как и надо всеми, а не

только для Бога исключительно в нем одном, независимо от других. Причем это

предназначение осуществляется на самом деле не напряжением личной

обособленной индивидуальной Воли, но через усилие универсальной Воли в ее

движении к конечной цели циклов развития.

Следовательно, целью для всякого общества должно стать - и будет

становиться по мере приближения человека к полному, а не частичному, как

ныне, осознанию своего истинного существа, природы и предназначения -

во-первых, создание таких условий жизни и роста, при которых индивидуальный

Человек (не отдельная группа, класс или привилегированная раса, но каждый

индивид в соответствии со своими способностями) и весь род человеческий

(через рост составляющих его индивидов) смогут двигаться к этому

божественному совершенству. И, во-вторых, когда все человечество в целом по

мере своего роста будет все полнее воплощать некий образ Божественного в

жизни, и все больше и больше людей будет приходить к этому (ибо циклов

развития много, и каждому циклу свойственно свое представление об образе

Божественного в человеке), эта цель будет заключаться в том, чтобы выразить

в общей жизни рода человеческого свет, силу, красоту, гармонию, радость того

'Я', которое достигнуто и широко изливается в более свободное и более

благородное человечество. Свобода и гармония суть два необходимых принципа

разнообразия и единства - свобода индивида, группы, расы, согласованная

гармония сил одного индивида и усилий всех индивидов, составляющих группу,

все группы расы и все расы человеческого рода, - и эти принципы являются

двумя условиями здорового прогресса и успешного достижения цели. На

протяжении всей своей истории человечество предприни-мало бессознательные и

полусознательные попытки выполнить эти условия и объединить их - поистине

сложная задача, если учесть, насколько несовершенно человек ее понимает и

насколько неуклюже и механистически пытается ее решить на основе разума и

желаний; она не получит удовлетворительного разрешения, пока через

самопознание и обретение господства над собой человек не достигнет духовного

и психического единства с себе подобными. Чем яснее мы будем сознавать

необходимые условия развития, тем более светоносным и спонтанным будет наше

продвижение к цели, и чем отчетливей будет вырисовываться перед нами наша

цель, тем лучше мы будем сознавать необходимые условия развития.

Человеческое 'Я', несущее все большие знание и свет и приводящее волю в

гармонию с ними, чтобы осуществить