волю и
знание, овладеть одновременно на человечес-ком и божественном уровне
(согласно закону и природе человеческой жизни, но человеческой жизни,
реализуемой в Боге и реализующей Бога в мире) и самим собой, и миром - вот
предназначение человека и цель его индивидуального и общественного бытия1.
Это осуществляется прежде всего через индивида; именно для этой цели
человек стал индивидуальной душой2 - чтобы Единое могло найти и проявить
Себя в каждом человеческом существе. Конечно, индивиду не достичь этой цели
одной своей ментальной силой, не получающей поддержки. Он нуждается в помощи
сокровенного Божественного, находящегося за пределами его ментальной сферы,
в его сверхсознательном 'я'; он нуждается также в помощи сокровенного
Божественного, присутствующего вокруг него в Природе и окружающих людях. Все
в Природе служит для человека поводом развить свои божественные силы, и он
имеет известную относительную свободу использовать или упустить эту
возможность, хотя в конечном счете результатами и должного, и недолжного
использования им своих ресурсов универсальная Воля распоряжается таким
образом, чтобы в конце концов содействовать развитию его закона
существования и реализации его предназначения. Вся окружающая человека жизнь
помогает ему в движении к скрытой в нем божественной цели; каждый человек
является его товарищем по работе и помогает ему - либо в качестве
единомышленника и союзника, либо в качестве соперника и противника. Он
выполняет свое предназначение не как индивидуальный Человек, действующий
ради одной лишь своей индивидуальной души (ибо личным спасением души не
исчерпывается его идеал), но как Человек, работающий также и для всего мира
или, точнее, для Бога в мире, Бога во всех, равно как и надо всеми, а не
только для Бога исключительно в нем одном, независимо от других. Причем это
предназначение осуществляется на самом деле не напряжением личной
обособленной индивидуальной Воли, но через усилие универсальной Воли в ее
движении к конечной цели циклов развития.
Следовательно, целью для всякого общества должно стать - и будет
становиться по мере приближения человека к полному, а не частичному, как
ныне, осознанию своего истинного существа, природы и предназначения -
во-первых, создание таких условий жизни и роста, при которых индивидуальный
Человек (не отдельная группа, класс или привилегированная раса, но каждый
индивид в соответствии со своими способностями) и весь род человеческий
(через рост составляющих его индивидов) смогут двигаться к этому
божественному совершенству. И, во-вторых, когда все человечество в целом по
мере своего роста будет все полнее воплощать некий образ Божественного в
жизни, и все больше и больше людей будет приходить к этому (ибо циклов
развития много, и каждому циклу свойственно свое представление об образе
Божественного в человеке), эта цель будет заключаться в том, чтобы выразить
в общей жизни рода человеческого свет, силу, красоту, гармонию, радость того
'Я', которое достигнуто и широко изливается в более свободное и более
благородное человечество. Свобода и гармония суть два необходимых принципа
разнообразия и единства - свобода индивида, группы, расы, согласованная
гармония сил одного индивида и усилий всех индивидов, составляющих группу,
все группы расы и все расы человеческого рода, - и эти принципы являются
двумя условиями здорового прогресса и успешного достижения цели. На
протяжении всей своей истории человечество предприни-мало бессознательные и
полусознательные попытки выполнить эти условия и объединить их - поистине
сложная задача, если учесть, насколько несовершенно человек ее понимает и
насколько неуклюже и механистически пытается ее решить на основе разума и
желаний; она не получит удовлетворительного разрешения, пока через
самопознание и обретение господства над собой человек не достигнет духовного
и психического единства с себе подобными. Чем яснее мы будем сознавать
необходимые условия развития, тем более светоносным и спонтанным будет наше
продвижение к цели, и чем отчетливей будет вырисовываться перед нами наша
цель, тем лучше мы будем сознавать необходимые условия развития.
Человеческое 'Я', несущее все большие знание и свет и приводящее волю в
гармонию с ними, чтобы осуществить