общественного развития
Подлинный закон нашего развития и весь смысл нашей общественной жизни
ясно предстанут перед нами лишь тогда, когда мы поймем не только то, что
представлял собой человек в своей прошлой физической и витальной эволюции
(как это сделала современная Наука), но и каковы его будущее ментальное и
духовное предназначение и его место в циклах Природы. Именно по этой причине
субъективистские периоды человеческого развития всегда бывают много
плодотворней и созидательней прочих. В другие периоды человек либо
сосредоточивается на какой-то внешней стороне, образе или форме внутренней
реальности, которую старается проявить в нем Природа, либо механически
следует ее движущей силе или формирует себя по некоему шаблону, заданному ее
внешними влияниями; на этой же стадии развития в своем субъективном
обращении к внутреннему миру человек вновь возвращается к себе, к основам
своего существования и своим бесконечным возможностям, и перед ним
постепенно открывается перспектива нового и совершенного самосозидания. Он
видит свое истинное место в Природе и осознает величие своего
предназначения.
Существование есть бесконечная и потому не поддающаяся четкому
определению и не имеющая границ Реальность, которая выражает себя во многих
значениях жизни. Сначала она проявляет себя - по крайней мере в сфере нашего
существования - в материальном образе, как облеченная в форму твердая
субстанция, в пределах и на основании которой она может созидать, т. е. как
миры, земля, тело. Здесь она прочно запечатлевает и устанавливает главный
закон своего развития. Этот закон заключается в том, что все вещи едины в
своем бытии и первооснове, едины в общем законе существования,
взаимозависимы и едины в универсальной схеме своих взаимоотношений; но
каждая реализует это единство предназначения и существования, следуя своей
собственной линии развития и подчиняясь своему собственному закону вариации,
тем самым обогащая универсальное бытие. В Материи вариативность ограничена;
это вариативность типа, в пределах которого в целом сохраняется единообразие
особей. Каждая особь следует своей независимой линии развития, но общее
направление движения остается для всех одним; несмотря на некоторые
незначительные отличия друг от друга, все особи типа имеют характерные,
присущие всем черты и общий для всех набор качеств. Разнообразие в пределах
типа (если оставить в стороне отдельные несущественные отклонения от нормы)
достигается за счет вариации подтипов - групп, относящихся к одному общему
классу, т. е. видов и подвидов одного рода. В эволюции Жизни, пока ум не
достигает самосознания, господствует тот же закон; но с развитием жизни, и
особенно с появлением разума, индивид также обретает более широкую и более
витальную способность вариации. Он получает свободу развиваться в согласии с
общим законом Природы и общим законом своего типа, но также и в согласии с
индивидуальным законом своего существования.
Человек, ментальное существо Природы, особенно отличается от ее менее
развитых творений - большей способностью сохранять индивидуальность,
способностью высвобождать ментальное сознание, которое в конце концов дает
ему возможность все больше и больше понимать себя и свой закон существования
и развития, способностью высвобождать ментальную волю, дающую ему
возможность под незримым управлением универсальной Воли все более эффективно
распоряжаться средствами и контролировать направления своего развития, и
способностью в конечном счете выйти за пределы самого себя, своей ментальной
структуры и открыть свое сознание тому началу, из которого происходят ум,
жизнь и тело. Он может даже прийти к максимально возможному достижению -
обрести, пусть в настоящее время и не в полной мере, некое сознание
Реальности, которая является его подлинным существом, и столь же сознательно
овладеть (что недоступно больше никаким творениям земной Природы) 'Я',
Идеей, Волей - составными частями своего существа - и, следовательно, стать
хозяином собственной природы, а со временем - властителем Природы, а не
просто борцом с ее подавляющим влиянием, каким является ныне. Сделать это,
прийти через ум, и выйдя за пределы ума, к 'Я', Духу, который выражает себя
во всей Природе, и, объединив с ним свое бытие, силу, сознание,