желанием, содействием - по мере роста
своего сознания и силы - принимать все большее участие в гармоничном и
естественном развитии всех индивидуальных и всех коллективных 'я',
составляющих это единое универсальное Существо. Индивидуальное и
коллективное развитие при правильном подходе представляют собой не
отдельные, противоположные или даже противодействующие друг другу тенденции,
но порожденные единым импульсом одного общего существования родственные
движения, которые разделяются только для того, чтобы вновь повернуть
навстречу друг другу и к взаимной пользе образовать более плодотворное и
великое единство.
Подобным образом в своих поисках 'я' субъективизм, как и объективизм,
может преимущественно склоняться к отождествлению 'я' с сознательной
физической жизнью, поскольку тело является или кажется вместилищем
ментальных и витальных сил и способностей, определяющим их развитие. Он
может также отождествить 'я' с витальным существом, с заключенной в нас
жизнью-душой и ее эмоциями, желаниями, побуждениями, стремлением к силе и
росту и эгоистическим самоосуществлением. Или же он может подняться до
понимания человека как ментального и морального существа, поставить на
первое место его внутренний рост, силу и совершенствование в индивидуальной
и общественной жизни и объявить это подлинной целью нашего сущест-вования.
Может возникнуть и некая разновидность субъективного материализма,
прагматичного и занятого внешним миром; но здесь субъективистская тенденция
не может сохраняться долго. Ибо природа субъективизма заключается в вечном
движении от внешнего к внутреннему, и он только тогда начинает ощущать себя
и получать удовлетворение от своей деятельности, когда приходит к внутренней
полностью сознательной жизни и чувствует всю ее силу, радость и великие
потенциальные возможности, требующие осуществления. На этой стадии развития
человек сознает себя как глубинную витальную 'волю к жизни', которая
использует тело в качестве своего орудия, а силы разума - в качестве своих
слуг и помощников. Это образец того витализма, который в разнообразных и
ярких формах недавно играл столь важную роль в жизни и до сих пор оказывает
значительное влияние на человеческую мысль. За этим витализмом мы приходим к
субъективист-скому идеализму, ныне возникающему и набирающему силу, который
утверждает осуществление человека как удовлетворение его глубочайшей
религиозной, эстетической, интуитивной, высочайшей интеллектуальной и
этической, сокровенной душевной и эмоциональной природы и, видя в нем
полноту и весь смысл нашей жизни, старается подчинить ей наше физическое и
витальное существование. Физиче-ская и витальная жизнь предстают здесь как
возможные проявления и орудия субъективной жизни, выливающейся в
определенные формы, и утрачивают самостоятельную ценность. Этому новому
движению - новому для современной жизни после эпохи господства
индивидуа-лизма и объективистского интеллектуализма - свойственна известная
наклонность к мистицизму, оккультизму и поискам 'я', не зависимого от жизни
и тела; эта наклонность яснее обнаруживает истинное направление и характер
данного движения.
Однако и здесь субъективизм может пойти дальше и открыть подлинное 'Я'
в чем-то более великом, чем даже разум. Тогда разум, жизнь и тело становятся
просто орудиями, служащими все более полному выражению этого 'Я' в мире -
орудиями не равноценными по значению, но равно необходимыми для целого, так
что их абсолютное совершенство, гармония и единство как составляющих частей
нашего самовыражения становятся существенно необходимыми для достижения
подлинной цели нашей жизни. И все же цель эта будет состоять не в
совершенствовании жизни, тела и разума ради них самих, но в их развитии
таким образом, чтобы превратить их в прочное основание и идеальные средства
для проявления в нашей внутренней и внешней жизни светоносного 'Я',
сокровенного Божества, которое едино и все же разнообразно во всех нас, в
каждом существе и бытии, вещи и живом создании. Идеал человеческого
существования - личного и общественного - будет заключаться в постепенном
превращении жизни в сознательный расцвет радости, силы, любви, света,
красоты трансцендентного и универсального Духа.
Глава VII. Идеальный закон