силы. Мы видим даже, что в своем отходе от
внешнего и объективного метода исследования на первых порах он не доверяет
разуму и умаляет значение его деятельности, провозглашая главенство
жизненного импульса или природной 'воли к жизни' в противоположность
притязаниям интеллекта, или же утверждая способность более глубокого
познания, ныне получившую название интуиции, которая видит вещи в целом, в
их истинной и сокровенной сущности и гармонии, в то время как
интеллектуальный разум расчленяет, фальсифицирует, утверждает поверхностное
и внешнее и способен привести все в гармонию только методом механического
приспосабливания. Но в целом под интуицией субъективизм подразумевает скорее
самосознание, ощущение, восприятие, постижение своей сути и разных ее
аспектов, нежели умственный анализ своей собственной истины, природы и
возможностей. Вся энергия субъективизма направлена на то, чтобы постичь свое
'я', жить в этом 'я', видеть через свое 'я', осуществлять истину своего 'я'
в мире внутреннем и внешнем, всегда повинуясь внутреннему побуждению и
глубинному импульсу.
Но по-прежнему остается вопрос: что такое это 'я', где оно пребывает на
самом деле? И здесь субъективизму приходится иметь дело с теми же факторами,
что и объективистскому взгляду на жизнь и бытие. С одной стороны, мы можем
сосредоточиться на индивидуальной жизни и индивидуальном сознании, приняв их
за 'я', и видеть цель жизни в его силе, свободе, восхождении к свету,
удовлетворении и радости - и таким образом прийти к субъективному
индивидуализму. С другой стороны, мы можем взять за основу общественное
сознание, коллективное 'я'; мы можем видеть в человеке лишь выражение этого
общественного 'я', неизбежно неполное в индивидуальном или изолированном
существовании и обретающее полноту только в жизни сообщества, и, возможно,
мы будем склонны подчинить жизнь отдельной личности человечеству ради роста
его силы, эффективности, знания, счастья, самоосуществления или даже
принести личность в жертву и видеть в ней какой-то смысл лишь до той поры,
пока она служит жизни и развитию общности или рода. Возможно, мы потребуем
подвергнуть индивида справедливому притеснению и объяснить ему теоретически
и на практике, что он не имеет никакого права на существование и
самоосуществление, кроме как в сфере своих отношений с обществом.
Следовательно, только лишь эти отношения и должны определять мысли, действия
и бытие индивида, а его притязания на закон своего собственного
существования, закон своей собственной природы, который он вправе
реализовывать, а также его требование свободы мысли, неизбежно
подразумевающей свободу заблуждаться, и свободы действия, неизбежно
подразумевающей свободу оступаться и грешить, можно считать дерзостью и
несбыточной мечтой. Тогда коллективное самосознание будет иметь право в
любой момент вторгаться в жизнь индивида, отказывать ему в праве на
уединенность и обособленность, на самосозерцание и самоизоляцию, на
независимость и самоуправление и решать все за него, руководствуясь тем, что
представляется ему разумнейшей мыслью и высочайшей волей общества,
справедливо преобладающим в нем чувством, тенденцией, осознанной
потребностью и стремлением к самоудовлетворению.
Но мы можем также расширить идею 'я' (подобно тому, как объективная
Наука видит в универсальной силе Природы единственную реальность, а во всем
остальном - проявления этой силы) и прийти в результате внутренних поисков к
осознанию универсального Существа или Бытия, которое реализует себя в мире,
а индивида и коллектив беспристрастно рассматривать как равноправные силы
его самовыражения. Очевидно, именно такое самопознание, скорее всего,
окажется правильным, поскольку оно наиболее широко охватывает и наиболее
полно объясняет различные аспекты мирового процесса и тенденции, неизменно
присутствующие в жизни человечества. В таком видении идеалом не может быть
ни обособленный рост индивида, ни всепоглощающий рост коллектива - но
равное, одновременное и, насколько возможно, параллельное развитие обоих, в
ходе которого они помогают друг другу осуществиться. Каждое существо имеет
свою истину не-зависимой самореализации и свою истину самореализации в жизни
других и должно своим сочувствием,