Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 1)

силы. Мы видим даже, что в своем отходе от

внешнего и объективного метода исследования на первых порах он не доверяет

разуму и умаляет значение его деятельности, провозглашая главенство

жизненного импульса или природной 'воли к жизни' в противоположность

притязаниям интеллекта, или же утверждая способность более глубокого

познания, ныне получившую название интуиции, которая видит вещи в целом, в

их истинной и сокровенной сущности и гармонии, в то время как

интеллектуальный разум расчленяет, фальсифицирует, утверждает поверхностное

и внешнее и способен привести все в гармонию только методом механического

приспосабливания. Но в целом под интуицией субъективизм подразумевает скорее

самосознание, ощущение, восприятие, постижение своей сути и разных ее

аспектов, нежели умственный анализ своей собственной истины, природы и

возможностей. Вся энергия субъективизма направлена на то, чтобы постичь свое

'я', жить в этом 'я', видеть через свое 'я', осуществлять истину своего 'я'

в мире внутреннем и внешнем, всегда повинуясь внутреннему побуждению и

глубинному импульсу.

Но по-прежнему остается вопрос: что такое это 'я', где оно пребывает на

самом деле? И здесь субъективизму приходится иметь дело с теми же факторами,

что и объективистскому взгляду на жизнь и бытие. С одной стороны, мы можем

сосредоточиться на индивидуальной жизни и индивидуальном сознании, приняв их

за 'я', и видеть цель жизни в его силе, свободе, восхождении к свету,

удовлетворении и радости - и таким образом прийти к субъективному

индивидуализму. С другой стороны, мы можем взять за основу общественное

сознание, коллективное 'я'; мы можем видеть в человеке лишь выражение этого

общественного 'я', неизбежно неполное в индивидуальном или изолированном

существовании и обретающее полноту только в жизни сообщества, и, возможно,

мы будем склонны подчинить жизнь отдельной личности человечеству ради роста

его силы, эффективности, знания, счастья, самоосуществления или даже

принести личность в жертву и видеть в ней какой-то смысл лишь до той поры,

пока она служит жизни и развитию общности или рода. Возможно, мы потребуем

подвергнуть индивида справедливому притеснению и объяснить ему теоретически

и на практике, что он не имеет никакого права на существование и

самоосуществление, кроме как в сфере своих отношений с обществом.

Следовательно, только лишь эти отношения и должны определять мысли, действия

и бытие индивида, а его притязания на закон своего собственного

существования, закон своей собственной природы, который он вправе

реализовывать, а также его требование свободы мысли, неизбежно

подразумевающей свободу заблуждаться, и свободы действия, неизбежно

подразумевающей свободу оступаться и грешить, можно считать дерзостью и

несбыточной мечтой. Тогда коллективное самосознание будет иметь право в

любой момент вторгаться в жизнь индивида, отказывать ему в праве на

уединенность и обособленность, на самосозерцание и самоизоляцию, на

независимость и самоуправление и решать все за него, руководствуясь тем, что

представляется ему разумнейшей мыслью и высочайшей волей общества,

справедливо преобладающим в нем чувством, тенденцией, осознанной

потребностью и стремлением к самоудовлетворению.

Но мы можем также расширить идею 'я' (подобно тому, как объективная

Наука видит в универсальной силе Природы единственную реальность, а во всем

остальном - проявления этой силы) и прийти в результате внутренних поисков к

осознанию универсального Существа или Бытия, которое реализует себя в мире,

а индивида и коллектив беспристрастно рассматривать как равноправные силы

его самовыражения. Очевидно, именно такое самопознание, скорее всего,

окажется правильным, поскольку оно наиболее широко охватывает и наиболее

полно объясняет различные аспекты мирового процесса и тенденции, неизменно

присутствующие в жизни человечества. В таком видении идеалом не может быть

ни обособленный рост индивида, ни всепоглощающий рост коллектива - но

равное, одновременное и, насколько возможно, параллельное развитие обоих, в

ходе которого они помогают друг другу осуществиться. Каждое существо имеет

свою истину не-зависимой самореализации и свою истину самореализации в жизни

других и должно своим сочувствием,