Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 1)

зреет новая идея человеческого единства

или мирового коллективизма, которая (если она сумеет стать действенной

силой) скорее всего победит идею национального сепаратизма и свободы так же,

как внутри сообщества она победила идеал индивидуальной свободы и

независимого самоосуществления. Эта новая идея требует, чтобы нация

подчинила свою свободу и независимость жизни более великой общности (если не

слилась с ней и не принесла себя в жертву) - будь то имперский союз,

объединение стран одного континента или культурный союз, как это

предполагает идея объединенной Европы или объединенного человечества.

Принцип субъективизма, утверждаясь в сознании и деятельности

человека,обязательно должен сильно изменить наше видение, мотивацию и сам

образ жизни, но поначалу эти изменения практически не заметны. Субъективизм

и объективизм исходят из одних и тех же данных: это индивид и коллектив, их

сложная природа, разнообразные силы ума, жизни и тела и поиск закона их

самоосуществления и гармонии. Но объективизм, развиваемый аналитическим

умом, придерживается поверхностного и механистического взгляда на проблему в

целом. Он смотрит на мир как на некую вещь, объект, процесс, которые доvлжно

наблюдать и изучать с помощью ума, который мысленно отделяет себя от

составных частей и целого, подлежащих рассмотрению, и таким образом

наблюдает их со стороны - как человек наблюдает за работой сложного

механизма. Законы этого процесса объективизм сводит к множеству

механистических правил или неизменных сил, воздействующих на индивида или

группу, которые - когда они выявлены и распознаны разумом - следует волей

человека или какой-либо иной волей упорядочить и применить к

действительности точно так же, как применяет открываемые ею законы Наука.

Эти законы или правила навязываются индивиду силой его собственного

абстрактного разума и воли, отчужденных, как верховная власть, от других

частей его природы, либо силой разума и воли других индивидов или группы; и

они навязываются самой группе либо силой ее собственного коллективного

разума и воли, воплощенных в некой системе управления и контроля, которую ум

мыслит отдельно от жизни группы, либо силой разума и воли какой-нибудь

другой группы, которая существует вне первой или включает ее в себя. Таким

образом, современная политическая мысль видит в Государстве некий организм,

существующий сам по себе, - словно оно существует отдельно от общества и

составляющих его индивидов и имеет право диктовать им свою волю и

контролировать их деятельность в ходе реализации некой идеи справедливости,

блага или пользы, навязанной им силой ограничения и принуждения, а не

развитой в них и через их усилия как цель, к которой всегда стремится в

своем росте их внутреннее 'я' и природа. Жизнь следует направлять, приводить

в гармонию и совершенствовать посредством регулировки, приспособления друг

другу ее составных частей, механизации, в процессе которых она формируется.

Закон, существующий вне и незави-симо от субъекта (даже тогда, когда его

открывает или определяет индивидуальный разум и принимает или подкрепляет

индивидуальная воля) - вот главная идея объективизма; механический процесс

управления, организации, совершенствования - вот объективистская концепция

практической жизни.

Субъективизм исходит из внутреннего мира и рассматривает все с точки

зрения всеохватывающего развивающегося самосознания. Закон находится внутри

нас. Жизнь является процессом самосозидания, роста и развития, где нам

сначала подсознательно, затем полуосознанно и наконец сознательно

открывается то внутреннее 'я' , которое мы собой представляем в потенции и

которое содержим в себе; принцип развития этого процесса заключается во все

более глубоком распознавании этого 'я', его реализации и, на основании

этого, самоформировании. Разум и воля являются лишь действенными орудиями

внутреннего 'я': разум есть процесс распознавания 'я', воля есть сила его

самоутверждения и самоформирования. Более того, разум и интеллектуальная

воля являются лишь частью тех средств, с помощью которых мы познаем и

осуществляем себя. Субъективизм склонен придерживаться широкого и сложного

взгляда на человеческую природу и существование и признавать многие виды

знания, многие реализующие