зреет новая идея человеческого единства
или мирового коллективизма, которая (если она сумеет стать действенной
силой) скорее всего победит идею национального сепаратизма и свободы так же,
как внутри сообщества она победила идеал индивидуальной свободы и
независимого самоосуществления. Эта новая идея требует, чтобы нация
подчинила свою свободу и независимость жизни более великой общности (если не
слилась с ней и не принесла себя в жертву) - будь то имперский союз,
объединение стран одного континента или культурный союз, как это
предполагает идея объединенной Европы или объединенного человечества.
Принцип субъективизма, утверждаясь в сознании и деятельности
человека,обязательно должен сильно изменить наше видение, мотивацию и сам
образ жизни, но поначалу эти изменения практически не заметны. Субъективизм
и объективизм исходят из одних и тех же данных: это индивид и коллектив, их
сложная природа, разнообразные силы ума, жизни и тела и поиск закона их
самоосуществления и гармонии. Но объективизм, развиваемый аналитическим
умом, придерживается поверхностного и механистического взгляда на проблему в
целом. Он смотрит на мир как на некую вещь, объект, процесс, которые доvлжно
наблюдать и изучать с помощью ума, который мысленно отделяет себя от
составных частей и целого, подлежащих рассмотрению, и таким образом
наблюдает их со стороны - как человек наблюдает за работой сложного
механизма. Законы этого процесса объективизм сводит к множеству
механистических правил или неизменных сил, воздействующих на индивида или
группу, которые - когда они выявлены и распознаны разумом - следует волей
человека или какой-либо иной волей упорядочить и применить к
действительности точно так же, как применяет открываемые ею законы Наука.
Эти законы или правила навязываются индивиду силой его собственного
абстрактного разума и воли, отчужденных, как верховная власть, от других
частей его природы, либо силой разума и воли других индивидов или группы; и
они навязываются самой группе либо силой ее собственного коллективного
разума и воли, воплощенных в некой системе управления и контроля, которую ум
мыслит отдельно от жизни группы, либо силой разума и воли какой-нибудь
другой группы, которая существует вне первой или включает ее в себя. Таким
образом, современная политическая мысль видит в Государстве некий организм,
существующий сам по себе, - словно оно существует отдельно от общества и
составляющих его индивидов и имеет право диктовать им свою волю и
контролировать их деятельность в ходе реализации некой идеи справедливости,
блага или пользы, навязанной им силой ограничения и принуждения, а не
развитой в них и через их усилия как цель, к которой всегда стремится в
своем росте их внутреннее 'я' и природа. Жизнь следует направлять, приводить
в гармонию и совершенствовать посредством регулировки, приспособления друг
другу ее составных частей, механизации, в процессе которых она формируется.
Закон, существующий вне и незави-симо от субъекта (даже тогда, когда его
открывает или определяет индивидуальный разум и принимает или подкрепляет
индивидуальная воля) - вот главная идея объективизма; механический процесс
управления, организации, совершенствования - вот объективистская концепция
практической жизни.
Субъективизм исходит из внутреннего мира и рассматривает все с точки
зрения всеохватывающего развивающегося самосознания. Закон находится внутри
нас. Жизнь является процессом самосозидания, роста и развития, где нам
сначала подсознательно, затем полуосознанно и наконец сознательно
открывается то внутреннее 'я' , которое мы собой представляем в потенции и
которое содержим в себе; принцип развития этого процесса заключается во все
более глубоком распознавании этого 'я', его реализации и, на основании
этого, самоформировании. Разум и воля являются лишь действенными орудиями
внутреннего 'я': разум есть процесс распознавания 'я', воля есть сила его
самоутверждения и самоформирования. Более того, разум и интеллектуальная
воля являются лишь частью тех средств, с помощью которых мы познаем и
осуществляем себя. Субъективизм склонен придерживаться широкого и сложного
взгляда на человеческую природу и существование и признавать многие виды
знания, многие реализующие