и стремился - пусть с меньшим успехом, чем в
сфере индивидуальной жизни, - утвердить принцип взаимного уважения к свободе
друг друга в качестве нормы межнациональных отношений. Согласно этой идее
жизни, каждая нация, как и индивид, имеет неотъемлемое право свободно
управлять своими собственными делами - или, если ей угодно, свободно
пренебрегать ими - и не опасаться за свои права и свободы до тех пор, пока
она сама не ущемляет прав и свобод других наций. Но на деле эгоизм индивида
и нации не желает оставаться в этих рамках; поэтому общественный закон нации
был призван укрепить нарушенный принцип в сфере межличностных отношений, и
точно так же и с той же целью предпринимались попытки развить международное
право. Влияние этих идей сильно до сих пор. В последнем межнациональном
конфликте в Европе свобода наций была провозглашена идеалом, во имя которого
и велась война, - вопреки тому очевидному факту, что она началась вследствие
обычного столкновения интересов. Развитие международного права и превращение
его в действенную силу, способную обуздать эгоизм наций, как общественный
закон обуздывает эгоизм индивидов, является тем решением проблемы, которое
по-прежнему кажется наиболее привлекательным и реальным для большинства
наций, пытающихся найти способ разрешения конфликтов в будущем1.
Тем временем современная Наука в ходе своего развития породила новые
идеи и тенденции: с одной стороны - крайний индивидуализм, или, скорее,
виталистический эгоизм, с другой - совершенно проти-воположный ему идеал
коллективизма. В своем исследовании жизни Наука открыла, что в основе
всякого существования лежит борьба за максимально выгодное использование
окружающей среды с целью самосохранения, самоосуществления и саморасширения.
Человеческая мысль, ухватившись в своей обычной произвольной и категоричной
манере за этот аспект современного знания, основала на нем новые теории,
которые возвели в ранг непреложного закона право каждого жить своей
собственной жизнью, не просто используя других, но даже за счет других.
Согласно этому взгляду, главная цель жизни для инди-вида заключается в том,
чтобы выжить любой ценой, достичь силы, эффективности, могущества, подчинить
своей власти окружающую среду и своих ближних, максимально развить свои
способности, следуя этой жесткой и эгоистичной линии поведения, и извлечь из
жизни все доступное наслаждение. Философские системы вроде ницшеанства,
некоторых форм анархизма (не идеалистического философского анархизма,
который является, скорее, старым индивидуализмом идеалистического разума,
доведенным до своего логического завершения), а также некоторые формы
империализма испытали значительное влияние такого рода идей и нашли в них
поддержку, хотя в действитель-ности были порождены не ими.
С другой стороны, в своем исследовании жизни Наука открыла и то, что
наибольшую безопасность и эффективность индивидуальной жизни обеспечивают
объединение с другими и подчинение закону общественного саморазвития, а не
агрессивное самоутверждение, более того, Природа в действительности
стремится сохранить вовсе не индивида, но род, и в ее системе ценностей
стая, стадо, улей или муравейник важнее отдельного животного или насекомого,
а человеческий коллектив важнее индивида. Поэтому, в согласии с подлинным
законом и природой бытия, индивид должен жить для всех, постоянно
подчиняться обществу и жертвовать собой ради роста, эффективности и
прогресса всего человечества, а не жить ради собственного самоосущест-вления
и подчинять жизнь человечества своим личным нуждам. Современный коллективизм
черпает свою победоносную силу в понятиях, внушенных человеческому уму этим
аспектом современного знания, противоположным первому. Мы уже видели, как
германский ум воспринял обе эти идеи и объединил их на базе современных
явлений человеческой жизни. С одной стороны, он утвердил принцип полного
подчинения индивида сообществу, нации или Государству; с другой - с равной
силой утвердил эгоистическую свободу отдельной нации отстаивать свои права в
ущерб другим нациям, любому союзу наций или всем союзам, которые составляют
человечество в целом.
Но за этим конфликтом между идеей националистического и имперского
эгоизма и старым индивидуалистическим учением об индивидуальной и
национальной свободе и независимости