Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 1)

и стремился - пусть с меньшим успехом, чем в

сфере индивидуальной жизни, - утвердить принцип взаимного уважения к свободе

друг друга в качестве нормы межнациональных отношений. Согласно этой идее

жизни, каждая нация, как и индивид, имеет неотъемлемое право свободно

управлять своими собственными делами - или, если ей угодно, свободно

пренебрегать ими - и не опасаться за свои права и свободы до тех пор, пока

она сама не ущемляет прав и свобод других наций. Но на деле эгоизм индивида

и нации не желает оставаться в этих рамках; поэтому общественный закон нации

был призван укрепить нарушенный принцип в сфере межличностных отношений, и

точно так же и с той же целью предпринимались попытки развить международное

право. Влияние этих идей сильно до сих пор. В последнем межнациональном

конфликте в Европе свобода наций была провозглашена идеалом, во имя которого

и велась война, - вопреки тому очевидному факту, что она началась вследствие

обычного столкновения интересов. Развитие международного права и превращение

его в действенную силу, способную обуздать эгоизм наций, как общественный

закон обуздывает эгоизм индивидов, является тем решением проблемы, которое

по-прежнему кажется наиболее привлекательным и реальным для большинства

наций, пытающихся найти способ разрешения конфликтов в будущем1.

Тем временем современная Наука в ходе своего развития породила новые

идеи и тенденции: с одной стороны - крайний индивидуализм, или, скорее,

виталистический эгоизм, с другой - совершенно проти-воположный ему идеал

коллективизма. В своем исследовании жизни Наука открыла, что в основе

всякого существования лежит борьба за максимально выгодное использование

окружающей среды с целью самосохранения, самоосуществления и саморасширения.

Человеческая мысль, ухватившись в своей обычной произвольной и категоричной

манере за этот аспект современного знания, основала на нем новые теории,

которые возвели в ранг непреложного закона право каждого жить своей

собственной жизнью, не просто используя других, но даже за счет других.

Согласно этому взгляду, главная цель жизни для инди-вида заключается в том,

чтобы выжить любой ценой, достичь силы, эффективности, могущества, подчинить

своей власти окружающую среду и своих ближних, максимально развить свои

способности, следуя этой жесткой и эгоистичной линии поведения, и извлечь из

жизни все доступное наслаждение. Философские системы вроде ницшеанства,

некоторых форм анархизма (не идеалистического философского анархизма,

который является, скорее, старым индивидуализмом идеалистического разума,

доведенным до своего логического завершения), а также некоторые формы

империализма испытали значительное влияние такого рода идей и нашли в них

поддержку, хотя в действитель-ности были порождены не ими.

С другой стороны, в своем исследовании жизни Наука открыла и то, что

наибольшую безопасность и эффективность индивидуальной жизни обеспечивают

объединение с другими и подчинение закону общественного саморазвития, а не

агрессивное самоутверждение, более того, Природа в действительности

стремится сохранить вовсе не индивида, но род, и в ее системе ценностей

стая, стадо, улей или муравейник важнее отдельного животного или насекомого,

а человеческий коллектив важнее индивида. Поэтому, в согласии с подлинным

законом и природой бытия, индивид должен жить для всех, постоянно

подчиняться обществу и жертвовать собой ради роста, эффективности и

прогресса всего человечества, а не жить ради собственного самоосущест-вления

и подчинять жизнь человечества своим личным нуждам. Современный коллективизм

черпает свою победоносную силу в понятиях, внушенных человеческому уму этим

аспектом современного знания, противоположным первому. Мы уже видели, как

германский ум воспринял обе эти идеи и объединил их на базе современных

явлений человеческой жизни. С одной стороны, он утвердил принцип полного

подчинения индивида сообществу, нации или Государству; с другой - с равной

силой утвердил эгоистическую свободу отдельной нации отстаивать свои права в

ущерб другим нациям, любому союзу наций или всем союзам, которые составляют

человечество в целом.

Но за этим конфликтом между идеей националистического и имперского

эгоизма и старым индивидуалистическим учением об индивидуальной и

национальной свободе и независимости