Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 1)

заметить, что даже в этой

области Германия просто привела в систему некоторые реально существующие

сильные тенденции и принципы международной деятельности, исключив все, что

либо пыталось противостоять им, либо действительно их видоизменило. Если

международными отношениями должен управлять священный эгоизм (а выражение

это сошло не с тевтонских уст), тогда трудно отрицать силу позиции, занятой

Германией. Теория о низших и деградировавших расах была громко провозглашена

иными, не немецкими, мыслителями и определила - с любыми оговорками,

сделанными для успокоения совести, - общую практику военного превосходства и

экономической эксплуатации слабых сильными; все, что сделала Германия, - это

попыталась шире распространить и последовательней осуществить свою теорию и

применить ее к европейским, а равно к азиатским и африканским народам. Даже

суровость и беспощадность ее методов ведения войны, колониального подавления

или внутренних политических репрессий, - если даже посмотреть на них с

худшей стороны, ибо многие некогда выдвинутые против Германии обвинения

оказались и были признаны умышленной ложью, сфабрикованной ее врагами, -

лишь свидетельствовали о кристаллизации определенных новых тенденций

возрождения древней и средневековой жестокости в человеческой расе. Массовые

убийства и зверскую жестокость в войне (и даже оправдание их) под предлогом

военной необходимости и в ходе торговой эксплуатации или подавления мятежей

и беспорядков совсем недавно мы наблюдали на других континентах, не говоря

уже о некоторых окраинах Европы1. С одной стороны, хорошо, что человечеству

наглядно представлены жуткие последствия, порожденные этой логикой в ее

предельном развитии: при виде зла, лишенного всех покровов, человеческая

совесть вынуждена будет сделать выбор между добром и злом вместо того, чтобы

колебаться между ними. Горе человечеству, если оно заглушает голос своей

совести и оправдывает свой животный эгоизм старыми доводами; ибо боги уже

показали, что с Кармой шутить не стоит.

Однако корень всех заблуждений Германии кроется в том, что она ошибочно

приняла свои жизнь и тело за свое 'я'. Говорят, что это учение знаменует

собой просто возвращение к древней варварской религии Одина; но это

неправда. Это новое и современное учение, появившееся в результате

применения метафизической логики к выводам материалистической Науки и

философского субъективизма - к объективистскому прагматическому позитивизму

современной мысли. Точно так же, как в деле реализации своего общественного

субъективного существования Германия воспользовалась индивидуалистической

позицией, она воспользовалась и материалистической и виталистической мыслью

последнего времени и вооружила ее субъективистской философией. Так она

пришла к усеченному кредо - объективистскому субъективизму, - который не

имеет ничего общего с подлинной целью субъективистского века. Чтобы выявить

эту ошибку, необходимо понять, в чем заключается истинная индивидуальность

человека и нации. Она заключается не в их физической, экономической или даже

культурной жизни, которые являются лишь средствами и дополнениями, но в

чем-то более глубоком, уходящем корнями не в эго, но в 'Я' - с той разницей,

что благо каждого субъекта, существующего в условиях равноправия, а не

борьбы и превосходства, соотносится с благом всего остального мира.

Глава VI. Объективистский и субъективистский взгляды на жизнь

Принцип индивидуализма есть свобода человека как самостоятельного

существа развиваться и осуществлять свою жизнь, реализовывать свои

ментальные устремления, удовлетворять свои эмоциональные и витальные

потребности и устраивать физическое бытие в согласии со своими желаниями,

управляемыми рассудком; данный принцип не допускает никаких ограничений

этого права и свободы человека, кроме обязанности уважать такую же

индивидуальную свободу и право других людей. Равновесие между этой свободой

и этой обязанностью является тем принципом, который принял

индивидуалистический век в своем преобразовании общества. В качестве

принципа организации как личной, так и общественной жизни он принял гармонию

компромиссов между правами и обязанностями, свободой и законом, дозволенным

и недозволенным. Подобным образом индивидуалистический век провозгласил

идеал свободы и в жизни наций