заметить, что даже в этой
области Германия просто привела в систему некоторые реально существующие
сильные тенденции и принципы международной деятельности, исключив все, что
либо пыталось противостоять им, либо действительно их видоизменило. Если
международными отношениями должен управлять священный эгоизм (а выражение
это сошло не с тевтонских уст), тогда трудно отрицать силу позиции, занятой
Германией. Теория о низших и деградировавших расах была громко провозглашена
иными, не немецкими, мыслителями и определила - с любыми оговорками,
сделанными для успокоения совести, - общую практику военного превосходства и
экономической эксплуатации слабых сильными; все, что сделала Германия, - это
попыталась шире распространить и последовательней осуществить свою теорию и
применить ее к европейским, а равно к азиатским и африканским народам. Даже
суровость и беспощадность ее методов ведения войны, колониального подавления
или внутренних политических репрессий, - если даже посмотреть на них с
худшей стороны, ибо многие некогда выдвинутые против Германии обвинения
оказались и были признаны умышленной ложью, сфабрикованной ее врагами, -
лишь свидетельствовали о кристаллизации определенных новых тенденций
возрождения древней и средневековой жестокости в человеческой расе. Массовые
убийства и зверскую жестокость в войне (и даже оправдание их) под предлогом
военной необходимости и в ходе торговой эксплуатации или подавления мятежей
и беспорядков совсем недавно мы наблюдали на других континентах, не говоря
уже о некоторых окраинах Европы1. С одной стороны, хорошо, что человечеству
наглядно представлены жуткие последствия, порожденные этой логикой в ее
предельном развитии: при виде зла, лишенного всех покровов, человеческая
совесть вынуждена будет сделать выбор между добром и злом вместо того, чтобы
колебаться между ними. Горе человечеству, если оно заглушает голос своей
совести и оправдывает свой животный эгоизм старыми доводами; ибо боги уже
показали, что с Кармой шутить не стоит.
Однако корень всех заблуждений Германии кроется в том, что она ошибочно
приняла свои жизнь и тело за свое 'я'. Говорят, что это учение знаменует
собой просто возвращение к древней варварской религии Одина; но это
неправда. Это новое и современное учение, появившееся в результате
применения метафизической логики к выводам материалистической Науки и
философского субъективизма - к объективистскому прагматическому позитивизму
современной мысли. Точно так же, как в деле реализации своего общественного
субъективного существования Германия воспользовалась индивидуалистической
позицией, она воспользовалась и материалистической и виталистической мыслью
последнего времени и вооружила ее субъективистской философией. Так она
пришла к усеченному кредо - объективистскому субъективизму, - который не
имеет ничего общего с подлинной целью субъективистского века. Чтобы выявить
эту ошибку, необходимо понять, в чем заключается истинная индивидуальность
человека и нации. Она заключается не в их физической, экономической или даже
культурной жизни, которые являются лишь средствами и дополнениями, но в
чем-то более глубоком, уходящем корнями не в эго, но в 'Я' - с той разницей,
что благо каждого субъекта, существующего в условиях равноправия, а не
борьбы и превосходства, соотносится с благом всего остального мира.
Глава VI. Объективистский и субъективистский взгляды на жизнь
Принцип индивидуализма есть свобода человека как самостоятельного
существа развиваться и осуществлять свою жизнь, реализовывать свои
ментальные устремления, удовлетворять свои эмоциональные и витальные
потребности и устраивать физическое бытие в согласии со своими желаниями,
управляемыми рассудком; данный принцип не допускает никаких ограничений
этого права и свободы человека, кроме обязанности уважать такую же
индивидуальную свободу и право других людей. Равновесие между этой свободой
и этой обязанностью является тем принципом, который принял
индивидуалистический век в своем преобразовании общества. В качестве
принципа организации как личной, так и общественной жизни он принял гармонию
компромиссов между правами и обязанностями, свободой и законом, дозволенным
и недозволенным. Подобным образом индивидуалистический век провозгласил
идеал свободы и в жизни наций