следует
подчинить и ассимилировать. Но уровень способностей всегда определяется
биологическим родом и видом, а в случае человечества - расой. Отсюда
логически вытекает, что одна лишь тевтонская1 раса является полностью
одаренной, и потому Германия должна поглотить все тевтонские расы и
превратить их в часть германского сообщества; расы менее одаренные, но не
вполне лишенные способностей, следует германизировать; прочие же, безнадежно
деградировавшие (такие, как латинские народы Европы и Америки) или низшие по
природе своей (как значительное большинство африканских и азиатских народов)
необходимо, где возможно, переместить, как гереро, а где невозможно,
поставить в зависимость, подвергнуть эксплуатации и обращению соответственно
их низшей природе. Так будет осуществляться эволюция, так род человеческий
будет двигаться к своему совершенству2.
Не надо полагать, будто все немцы придерживались такой крайней точки
зрения, как это слишком долго представлялось, или что большинство
придерживалось ее сознательно; но достаточно того, чтобы активное
меньшинство мыслителей и сильных личностей захватило власть над жизнью
народа и внедрило в нее определенные тенденции, чтобы те восторжествовали на
практике или по крайней мере вызвали общую тенденцию на уровне подсознания
даже там, где сама мысль в действительности не внедряется в сознательный ум.
Фактические события настоящего времени, похоже, показывают, что именно эти
убеждения - частично сознательно, частично подсознательно или неосознанно -
воспринял коллективный германский ум. Легко высмеять прямолинейность этой
ужасающей логики или сурово раскритиковать ее доводы, опираясь на идеи и
истины, которые она оставила без внимания,и еще легче отвернуться,
испугаться, возненавидеть и резко отверг-нуть ее, в то же время на практике
в собственных действиях руководствуясь - не столь явно, последовательно и
смело - ее принципами. Но полезней начать с понимания, что за этой логикой
стояла и стоит великая искренность, в которой кроется секрет ее силы, а в ее
заблуждениях есть своего рода извращенная честность; то искренность, с
которой Германия старается прямо смотреть на собственное поведение и явления
жизни, и честность, с которой она провозглашает подлинные принципы этого
поведения и не утверждает другие (за исключением случаев дипломатической
необходимости) лишь на словах, вместе с тем пренебрегая ими на деле. И если
этому германскому идеалу суждено рухнуть - не просто временно, на поле боя и
в коллективном сознании нации или наций, его провозглашающих, как это
преждевременно произошло в мировой войне, но в сознании человека и в жизни
человеческой расы, то тем, кто придет к лучшему закону существования,
потребуется равная искренность и неизвращенная честность.
Совершенно очевидно, что германское учение имеет два аспекта,
внутренний и внешний: культ Государства, нации или сообщества и культ
интернационального эгоизма. В первом отношении Германия, пусть даже и
потерпевшая временное поражение на поле боя, похоже, уже обеспечила себе
победу в моральном сознании человечества. Тенденция к беспощадному
принуждению (противоположная тенденции помощи индивиду со стороны
Государства)1 - конечно же, ради его личного и общего блага, ибо кто открыто
признает, что принуждает во вред? - почти повсюду либо преобладает, либо
постепенно усиливается и укрепляется в общественном сознании; поборники
индивидуальной свободы сегодня представляют собой потерпевшую моральное
поражение редеющую армию, которая может сражаться лишь в надежде на будущую
победу или в расчете спасти от гибели хотя бы часть своих принципов. Что
касается внешнего аспекта - международных отношений, - то борьба идей
по-прежнему продолжается, но она с самого начала не обещала ничего
хорошего1; и теперь, когда физическая война с ее первыми психологическими
последствиями, осталась позади, мы уже можем увидеть, какой оборот, скорее
всего, примут события. Война - опасный наставник, и физическая победа
зачастую ведет к моральному поражению. Германия, потерпевшая поражение в
войне, победила после войны; германское учение, возродившееся в более
суровом и яростном воплощении, угрожает распространиться по всей Европе.
Если мы не хотим обманывать себя, необходимо