секрет. Нужно сделать Государство совершенным, господствующим,
всепроникающим, всевидящим, все-осуществляющим; только тогда коллективное
эго сможет сконцентрироваться, обрести себя и достичь предельной силы,
организованности и эффективности своей жизни. Таким образом Германия
породила и упрочила ныне углубляющееся заблуждение, заключающееся в культе
Государства, и систему постепенного подчинения индивида обществу, ведущую в
конечном счете к полному его подавлению. Мы видим, чего она достигла:
колоссальной коллективной силы, своего рода совершенства, научно
обоснованного использования всех средств для достижения цели и высокого
общего уровня экономической, интеллектуальной и социальной эффективности -
не говоря уже о громадной единовременной силе, которую придает человеку или
народу блистательное осуществление великой идеи. А то, что она начала
терять, пока еще мало заметно: всю ту глубинную жизнь, духовное видение,
силу интуиции, силу личности, душевную мягкость и широту, которые свободный
индивид приносит в качестве дара человечеству.
Во-вторых, поскольку Государство превыше всего, поскольку оно является
представителем Божественного или высочайшей реально существующей формой
организации человеческой жизни и имеет божественное право требовать
послушания, безоговорочного повиновения и подчинять своим интересам всю
деятельность индивида, служение Государству и сообществу является
единственным абсолютным законом морали. Внутри Государства он может включать
в себя и санкционировать все прочие нравственные законы, потому что здесь не
допустим никакой мятежный эгоизм, поскольку индивидуальное эго должно
раствориться в эго Государства или стать его частью, и любая возможность
скрытого или явного противостояния должна быть устранена в согласии с
соображениями общественного блага, определяемого общественной волей. Но в
сфере отношений с другими Государствами, с другими коллективными эго,
обычное состояние и действующий закон по-прежнему остаются состоянием и
законом войны, борьбы между резко расходящимися эгоистическими интересами
Государств, каждый из которых стремится осуществить себя, встречая
препятствия и ограничения со стороны других на своем поле деятельности.
Таким образом, единственная возможная позиция Государства в отношении других
Государств - это состояние войны: войны вооруженной, войны торговой, войны
идейной и культурной, войны коллективных личностей, каждая из которых жаждет
господства или, по крайней мере, доминирующего положения и первенства в
мире. Здесь не может идти речи ни о какой иной морали, кроме морали успеха,
хотя претензия на мораль может оказаться полезной военной хитростью. В
служении Государству, германскому сообществу, которое является высшим и
подлинным 'я' индивида, заключается дело каждого немца - не важно, на родине
или в другой стране, - и все средства, способствующие достижению этой цели,
оправданны. Безнравственны лишь неспособность, некомпетентность и неудача. В
военное время оправдан любой метод действий, который ведет к военному успеху
Государства, в мирное время - любой метод действий, который подготавливает
военный успех; ибо мир между народами есть лишь состояние скрытой войны. И
как война является средством физического выживания и господства, так и
торговля является средством экономического выживания и господства; на самом
деле это лишь другой род войны, другой способ борьбы за жизнь: в первом
случае это война физическая, во втором - витальная. А жизнью и телом, как
уверяет нас Наука, исчерпывается все существование.
В-третьих, поскольку выживание лучших есть высочайшее благо для
человечества и происходит оно за счет уничтожения слабых и ассимиляции менее
слабых, покорение мира германской культурой есть прямой путь к прогрессу
человечества. Но культура в таком понимании означает не просто уровень
знания или систему убеждений, моральных и эстетических ценностей; культура
есть жизнь, управляемая идеями, - но идеями, основанными на истинах жизни и
организованными таким образом, чтобы сделать жизнь предельно эффективной.
Поэтому все формы жизни, не способные воспринять эту культуру и достичь
необходимой эффективности, следует уничтожить или подавить; все формы жизни,
способные усвоить культуру, но не реализующие ее на практике,