и роста. Также и индивид
не может достичь расцвета одними лишь собственными усилиями; ибо
универсальное - объединение и сообщество ему подобных - является в настоящее
время его опорой и источником его силы; именно возможности универсального
человек реализует индивидуальным образом, даже когда поднимается выше
настоящего уровня универсального и сам в своем феноменальном бытии является
одним из его выражений. Упадок общества в конечном счете подрывает основы
жизни индивида, а подъем первого способствует подъему последнего. Вот чему
учит нас истинный субъективизм: во-первых, наше 'я' выше нашего эго или
нашей низшей природы; во-вторых, в нашей жизни и нашем существе мы есть не
только мы сами, но и все прочие; существует неявная общность людей, против
которой наш эгоизм может восставать и бороться, но от которой нам никуда не
уйти. Древней Индии принадлежит открытие того, что, во-первых, наше
подлинное 'Я' есть Верховное Существо, являющееся нашей истинной сутью,
которое мы должны открыть в себе и которым должны сознательно стать, и,
во-вторых, что это Существо, выраженное в индивиде и обществе1, едино во
всем, и только признавая и осуществляя наше единство с другими, мы можем
полностью реализовать наше подлинное внутреннее бытие2.
Человечество имело смутное общее представление об этих двух истинах
применительно к индивиду, хотя предпринимало очень слабые и разрозненные
попытки считаться с ними на практике и в девяти случаях из десяти старалось
отойти от них - даже когда внешне частично провозглашало их справедливость.
Однако эти истины применимы не только к индивиду, но и к нации. И вот в чем
крылась первая ошибка германского субъективизма. Рассуждая об Абсолюте,
индивидуальном и универсальном, Германия обращала взор в себя и видела, что
в действительности, в реальной жизни, Абсолют (как ей казалось) выражает
себя как эго, и, опираясь на заключения современной Науки, она видела в
индивиде просто клетку коллективного эго. Значит, коллективное эго является
величайшим реально существующим организованным выражением жизни, и именно
ему все должно подчиняться, поскольку это будет лучше всего соответствовать
Природе и способствовать ее эволюции. Великое человеческое сообщество
существует, но в зачаточном и неорганизованном виде, и скорейшего его
прогресса можно достичь, развивая наиболее эффективную из уже существующих
форм коллективной жизни, т.е. на практике через рост, совершенствование и
господство наиболее прогрессивных наций или одной наиболее прогрессивной
нации - коллективного эго, которое лучше всех осуществило замысел Природы, и
чья победа и господство являются потому волей Божией. Ибо все формы
организованной жизни, все обладающие самосознанием эго находятся в состоянии
войны - временами явной, временами скрытой, временами полной, временами
частичной, - и выживание достойнейших в этой войне обеспечивает наивысший
прогресс человечества. А какая нация была - по общему признанию, равно как и
в собственном понимании Германии, - самой достойной, самой прогрессивной,
деятельной, высококультурной и наиболее полно реализующей себя, если не
германская? Значит, реализация коллективного германского эго и обеспечение
его роста и господства были одновременно верным законом разума, высшим
благом для человечества и миссией великой и высшей германской расы1.
Из этого эгоистического представления Германии о себе логически вытекал
ряд положений, каждое из которых, взятое по отдельности, представляло ошибку
ложного субъективизма. Во-первых, поскольку индивид является лишь клеткой
сообщества, его жизнь необходимо полностью подчинить продуктивной жизни
нации. Его необходимо сделать действительно полезным - нация должна
позаботиться о его образовании, надлежащих средствах к существованию,
тщательной профессиональной подготовке, об упорядочении его жизни и о
контроле за его деятельностью - но как деталь социального механизма или
послушное орудие Жизни нации. Инициатива должна исходить от сообщества,
выполнение вменяется в обязанность индивиду. Но что представляет собой
сообщество и каким образом оно может выразить себя не только как некая
единица, обладающая самосознанием, но и как организованная и деятельная
коллективная воля и самонаправляемая энергия? - Государство, вот в чем
крылся