Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 1)

действия применительно к поверхностной и внешней истине и закону

вселенной, наша раса начинает проникать взором глубже, чтобы увидеть и

почувствовать реальность, скрытую за видимым и поверхностным, и,

следовательно, жить внутренним миром. Субъективизм - это шаг в сторону

самопознания и жизни внутри своего 'я' и по законам этого 'я'; он уводит от

прежнего способа познания мира как реальности, существующей независимо от

'я', и от жизни в согласии с этой объективистской идеей бытия и вселенной.

Все зависит от того, каким образом предпринимается этот шаг, к какого рода

субъективизму мы приходим и как далеко продвигаемся в самопознании; ибо

опасность заблуждения на этом пути столь же велика и чревата столь же

серьезными последствиями, как велики результаты поисков в верном

направлении. Человечество символистического, типического и конвенционального

века избегает этих опасностей, отгораживаясь от них стеной самоограничения;

и именно потому, что эта стена в конце концов превращается в тюрьму

духовного невежества, ее необходимо разрушить и стать на опасный, но

плодотворный путь субъективизма.

В процессе психического познания внутренней сущности нам открывается,

что в нашем существе есть множество поверхностных, фронтальных, видимых или

фрагментарных 'я' и лишь одно - полностью скрытое - подлинное; привычка

сосредотачиваться на внешнем и ошибочно принимать его за подлинное является

главным заблуждением, порождающим все остальные, и причиной всех

разочарований и страданий, к которым человек предрасположен по своей

ментальной природе. Мы можем приложить эту истину и к попытке человека жить

по закону своего субъективного существа - не важно, подразумевается ли под

существом индивид или социальная единица, объединяющая коллективные разум и

тело.

Смысл того характерного направления, которое принимает развитие

современной цивилизации, заключается в том, что во всех областях жизни мы

начинаем - пусть пока не всегда и в порядке робкого эксперимента - подходить

к действительности с субъективной позиции. В области воспитания и

образования мы ставим себе целью познавать психологию ребенка по мере

превращения его во взрослого человека и на этом основании строить наши

системы обучения и воспитания. Новая цель состоит в том, чтобы помочь

ребенку развить свое интеллектуальное, эстетическое, эмоциональное,

моральное, духовное существо и организовать свою общественную жизнь и

внутренние побуждения, исходя из своего собственного характера и

способностей, - и цель эта сильно отличается от той, которую преследовала

старая система образования, а именно: невзирая на сопротивление ребенка,

просто забить его голову стереотипными знаниями и подчинить шаблонным

правилам поведения его сопротивляющуюся природу и преобладающие естественные

импульсы1. В плане отношения к преступнику общество в наиболее прогрессивных

странах уже не довольствуется только тем, что видит в нем нарушителя закона,

которого следует наказать, заключить в тюрьму, запугать, казнить, а нет -

так мучать физически или морально либо в порядке мести за его бунт, либо в

назидание другим; все чаще предпринимаются попытки понять преступника,

принять во внимание его наследственность, окружающую среду, врожденные

пороки и изменить его скорее изнутри, нежели сломить снаружи. Если говорить

о нашем взгляде на само общество в целом, то мы начинаем рассматривать

сообщество, нацию или любое другое устойчивое человеческое объединение как

живой организм, обладающий своим собственным субъективным бытием,тенденцией

к росту и естественному развитию, которые он должен осуществить с предельной

полнотой и совершенством. Вроде бы все хорошо: совершенно очевидны боvльшая

просвещенность, подлинная глубина, мудрая гуманность этого нового взгляда на

мир. Но равно очевидны и угроза ограничения нашего знания и опыта на этом

новом пути, и опасность серьезных ошибок и заблуждений.

Если мы посмотрим на новую попытку наций, продиктованную субъективными

побуждениями или имперскими амбициями созна-тельно осуществить себя, и

особенно на знаменательный эксперимент германского народа, движимого

субъективным мотивом, то увидим источник вероятных ошибок. Первая опасность

проистекает из самого исторического факта развития субъективистского