действия применительно к поверхностной и внешней истине и закону
вселенной, наша раса начинает проникать взором глубже, чтобы увидеть и
почувствовать реальность, скрытую за видимым и поверхностным, и,
следовательно, жить внутренним миром. Субъективизм - это шаг в сторону
самопознания и жизни внутри своего 'я' и по законам этого 'я'; он уводит от
прежнего способа познания мира как реальности, существующей независимо от
'я', и от жизни в согласии с этой объективистской идеей бытия и вселенной.
Все зависит от того, каким образом предпринимается этот шаг, к какого рода
субъективизму мы приходим и как далеко продвигаемся в самопознании; ибо
опасность заблуждения на этом пути столь же велика и чревата столь же
серьезными последствиями, как велики результаты поисков в верном
направлении. Человечество символистического, типического и конвенционального
века избегает этих опасностей, отгораживаясь от них стеной самоограничения;
и именно потому, что эта стена в конце концов превращается в тюрьму
духовного невежества, ее необходимо разрушить и стать на опасный, но
плодотворный путь субъективизма.
В процессе психического познания внутренней сущности нам открывается,
что в нашем существе есть множество поверхностных, фронтальных, видимых или
фрагментарных 'я' и лишь одно - полностью скрытое - подлинное; привычка
сосредотачиваться на внешнем и ошибочно принимать его за подлинное является
главным заблуждением, порождающим все остальные, и причиной всех
разочарований и страданий, к которым человек предрасположен по своей
ментальной природе. Мы можем приложить эту истину и к попытке человека жить
по закону своего субъективного существа - не важно, подразумевается ли под
существом индивид или социальная единица, объединяющая коллективные разум и
тело.
Смысл того характерного направления, которое принимает развитие
современной цивилизации, заключается в том, что во всех областях жизни мы
начинаем - пусть пока не всегда и в порядке робкого эксперимента - подходить
к действительности с субъективной позиции. В области воспитания и
образования мы ставим себе целью познавать психологию ребенка по мере
превращения его во взрослого человека и на этом основании строить наши
системы обучения и воспитания. Новая цель состоит в том, чтобы помочь
ребенку развить свое интеллектуальное, эстетическое, эмоциональное,
моральное, духовное существо и организовать свою общественную жизнь и
внутренние побуждения, исходя из своего собственного характера и
способностей, - и цель эта сильно отличается от той, которую преследовала
старая система образования, а именно: невзирая на сопротивление ребенка,
просто забить его голову стереотипными знаниями и подчинить шаблонным
правилам поведения его сопротивляющуюся природу и преобладающие естественные
импульсы1. В плане отношения к преступнику общество в наиболее прогрессивных
странах уже не довольствуется только тем, что видит в нем нарушителя закона,
которого следует наказать, заключить в тюрьму, запугать, казнить, а нет -
так мучать физически или морально либо в порядке мести за его бунт, либо в
назидание другим; все чаще предпринимаются попытки понять преступника,
принять во внимание его наследственность, окружающую среду, врожденные
пороки и изменить его скорее изнутри, нежели сломить снаружи. Если говорить
о нашем взгляде на само общество в целом, то мы начинаем рассматривать
сообщество, нацию или любое другое устойчивое человеческое объединение как
живой организм, обладающий своим собственным субъективным бытием,тенденцией
к росту и естественному развитию, которые он должен осуществить с предельной
полнотой и совершенством. Вроде бы все хорошо: совершенно очевидны боvльшая
просвещенность, подлинная глубина, мудрая гуманность этого нового взгляда на
мир. Но равно очевидны и угроза ограничения нашего знания и опыта на этом
новом пути, и опасность серьезных ошибок и заблуждений.
Если мы посмотрим на новую попытку наций, продиктованную субъективными
побуждениями или имперскими амбициями созна-тельно осуществить себя, и
особенно на знаменательный эксперимент германского народа, движимого
субъективным мотивом, то увидим источник вероятных ошибок. Первая опасность
проистекает из самого исторического факта развития субъективистского