высокий дар народа может стать
источником радости и вдохновения для окружающего мира, но сам он не сможет
войти во владение собственным миром, пока не выучится более скромному
умению. В Германии этот мост был возведен, хотя боvльшая его часть
представляла собой темный тоннель над пропастью; ибо при передаче от
субъективного ума философов и поэтов к объективному уму ученых и
общественных деятелей идеи искажались. Примером такого искажения служит
неверное применение, которое Трейчке нашел учению Ницше в области
национальных интересов и международной политики и которое глубоко возмутило
бы самого философа. Но так или иначе, передача идей существовала. Более
полувека Германия занималась субъективным самоанализом, обращая пытливый
взор на себя саму, вещи, явления и идеи в поисках истины своего собственного
существа и истины мира; и еще полвека она занималась кропотливым научным
исследованием в поисках объективно существующих средств для упорядочения
своих реальных или мнимых достижений. И эта деятельность дала результаты,
результаты поистине впечатляющие и великие, однако в некоторых направлениях
приняла уродливые и губительные формы. К сожалению, именно эти направления
оказались теми самыми магистральными путями, сбиться с которых означало
уклониться от цели.
Конечно, можно сказать, что последний результат деятельности, о которой
идет речь, - война, разруха, жестокая реакция, ведущая к появлению жестко
организованного, закованного в броню, агрессивного и грозного нацистского
государства - не только ошеломляет, но и служит ясным предупреждением о
необходимости оставить этот путь и вернуться к прежним и более безопасным
формам жизни. Но неверное использование великих сил еще не довод против
невозможности их верного применения. Возвращение назад невозможно; на самом
деле любая попытка вернуться назад есть заблуждение. Мы все должны
предпринять ту же попытку, которую сделала Германия, но, учитывая все ее
ошибки, сделать это иначе. Поэтому нам следует проникнуть взором за кровавую
пелену войны и черный дым смятения и хаоса, поглотивших ныне мир, чтобы
увидеть, где и почему Германия потерпела неудачу. Ее неудача, которая
сегодня очевидна по тому обороту, какой приняли ее действия, приведшие в
настоящее время к полному краху, была очевидна уже с самого начала для
ищущего истины беспристрастного мыслителя. С Германией случилось то, что
порой случается с ищущим на пути Йоги, искусства сознательного обретения
своего 'я', - пути, чреватого опасностями куда более серьезными, чем те,
которые обычно окружают среднего человека, - когда он следует за ложным
светом навстречу своей духовной гибели. Германия ошибочно приняла свое
витальное эго за свое истинное 'я'; она искала свою душу, но нашла лишь свою
силу. Подобно Асуру, она провозгласила: 'Я есть мое тело, моя жизнь, мой
разум, мой характер' и привязалась к ним с титанической силой; особенно
настойчиво она провозгласила: 'Я есть моя жизнь и мое тело', а большей
ошибки не может совершить человек или нация. Душа человека или нации есть
нечто более великое и более божественное; она выше своих орудий, и ее нельзя
заключить в формулу физического, витального, ментального существования или
формулу характера. Если ее таким образом ограничить - даже если фальшивое
социальное устройство будет воплощено в бронированном социальном теле
человеческого коллектива, этаком гигантском динозавре, - это может лишь
подавить рост внутренней Реальности и привести к разложению или вымиранию,
которые берут верх над всем, лишенным гибкости и умения приспосабливаться к
среде.
Совершенно очевидно, что наряду с истинным есть ложныйсубъективизм, и
заблуждения, к которым предрасположена субъективистская тенденция, столь же
велики, как и скрытые в ней возможности, и вполне могут привести к тяжким
бедствиям. Для того, чтобы устранить опасности, которые ожидают человечество
на этой стадии общественной эволюции, необходимо ясно понять различие между
истинным и ложным субъективизмом.
Глава V. Истинный и ложный субъективизм
Субъективистский период развития человечества - это та переходная
стадия, когда, уйдя от символов, типов и конвенций, обратив еще неглубокий
взгляд на индивидуальное существование с целью открыть его истину и верный
закон его