должна найти не только в индивиде, но и в
нации, и в самом человечестве как целом сокровенное бытие, внутренний закон,
свое подлинное 'я' и жить в соответствии с ними, а не по искусственным
стандартам. Эта тенденция подготавливалась повсюду и частично вышла на
поверхность перед войной, но наиболее заметно обнаружилась, как мы уже
говорили, в новых нациях вроде германской или в зависимых нациях вроде
ирландской и индийской. Разразившаяся война повсюду с первых же дней вызвала
немедленное - и в настоящее время носящее воинствующий характер -
пробуждение того же глубинного самосознания. Достаточно примитивными были
первые его проявления, зачастую подлинно варварскими и реакционными в своей
примитивности. В частности, оно побуждало нации повторить ошибку германского
народа, подготавливая их не только 'быть собой', что совершенно справедливо,
но жить единственно для и ради себя, а такое стремление за известной чертой
становится губительным. Ибо для того, чтобы субъективистский век
человечества принес свои лучшие плоды, нациям необходимо осознать не только
свою собственную душу, но и души других наций и научиться уважать друг
друга, оказывать друг другу помощь и извлекать из взаимного общения пользу
не только экономическую и интеллектуальную, но и психологическую и духовную.
Пример развития Германии и ее агрессия против других стран оказали
огромное влияние на развитие наций. Ее пример состоял в том, что никакая
другая нация не пыталась с такой осознанностью, так методично, так разумно
и, если судить по внешней стороне дела, так успешно найти себя и реализовать
свою энергию, жить своей жизнью и максимально использовать свои собственные
силы. Ее агрессия сыграла свою роль потому, что сама природа и
провозглашенные лозунги нападения вызывали в качестве защитной реакции
подъем самосознания в подвергшихся нападению народах и заставляли их
задуматься, в чем кроется источник этой могучей силы, и понять, что они сами
должны сознательно искать ответную силу в тех же глубинных источниках. В то
время Германия являла самый замечательный пример нации, готовящейся к
субъективистскому веку, поскольку, во-первых, она обладала определенным
видением - к сожалению, скорее, интеллектуальным, нежели просветленным, - и
мужеством действовать сообразно этому видению - опять-таки, к сожалению,
больше витальным и интеллектуальным, нежели духовным; и, во-вторых, будучи
полновластной хозяйкой своей судьбы, смогла организовать собственную жизнь
так, чтобы выразить собственное видение себя. Исходя из внешней стороны
событий, мы не должны делать ложного вывода, будто сила Германии была
создана Бисмарком или направлялась кайзером Виль-гельмом II. Появление
Бисмарка во многих отношениях стало скорее несчастьем для растущей нации,
ибо под его твердой и сильной рукой ее субъективизм вылился в форму и
действие слишком рано. Будь подготовительный период субъективизма более
длительным, германской нации, возможно, не пришлось бы пожинать столь
губительные плоды, пусть человечество и лишилось бы при этом столь
впечатляющего примера. Подлинный источник этой великой субъективной силы,
которая так сильно исказилась в своем объективном проявлении, заключался не
в государственных деятелях и солдатах Германии - в большинстве своем
довольно невзрачных людях - но в ее великих философах Канте, Гегеле, Фихте,
Ницше, великом мыслителе и поэте Гете, великих композиторах Бетховене и
Вагнере, а также во всем том в душе и характере Германии, чтоv они выражали.
Если главные достижения нации почти полностью лежат в двух сферах, философии
и музыке, то ей явно предназначено возглавить переход к субъективизму и
принести великие плоды добра или зла на заре субъективистского века.
Это одна сторона предназначения Германии; вторая определялась
деятельностью ее просветителей, педагогов, ученых, общественных деятелей.
Эта нация издавна славилась своим прилежанием, добросо-вестным усердием,
верностью идеям, честным и неутомимым духом трудолюбия. Народ может обладать
великими врожденными талантами, и все же, если он пренебрегает развитием
низшей стороны нашей сложной природы, он будет не в состоянии построить тот
мост между идеей и воображением и реальной жизнью, между видением и силой,
который и делает реализацию возможной;