Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 1)

ничего и не говорит нам о том, каков глубинный смысл сменяющих друг

друга периодов, чем вызвана необходимость таких смен, какова конечная цель

всего процесса. И все же для того, чтобы понять природные законы Разума или

Материи, необходимо разложить их действие на известные нам элементы,

основные составляющие, главные силы, даже если в реальной жизни их выделить

невозможно. Я не стану останавливаться на том, как сам западный мыслитель

развивает свою идею. Предложенные им термины - если исследовать их

внутренние смысл и значение - могут все же пролить некоторый свет на глубоко

скрытую тайну нашей эволюции, и именно в этом направлении наиболее

целесообразно проводить исследование.

Если мы посмотрим на человеческое общество в том его состоянии, которое

представляется нам низшей ступенью или ранней стадией развития - не важно,

идет ли речь о народе диком или относительно культурном, экономически

развитом или отсталом, - мы неизбежно обнаружим ярко выраженный

символистический менталитет, который обусловливает мышление, обычаи и

установления этого общества или по крайней мере глубоко проникает в них. Что

же кроется за символизмом такого менталитета? На этой стадии развития, как

мы видим, общество всегда религиозно и проявляет в религии живое

воображение; ибо символизм и характерное для этого периода образное или

интуитивное религиозное чувство состоят в естественном родстве и (особенно в

ранних или примитивных общественных формациях) не отделимы друг от друга.

Когда же начинают преобладать интеллект, скептицизм и рациональность,

человек уже подготавливается к переходу в индивидуалистическое общество, а

эпоха символов и эпоха конвенций уходят в прошлое или теряют свое значение.

Таким образом, символ выражает некое присутствие, которое человек ощущает за

собой, по ту сторону своей жизни и деятельности: Божественное, боги,

беспредельное и глубокое безымянное, сокровенная, живая и непостижимая

природа вещей. Все религиозные и социальные институты, все мгновения и

периоды своей жизни человек представляет в виде символов, которые должны

выразить его знание или догадки о таинственных влияниях, скрытых за его

жизнью, формирующих и направляющих ее или по крайней мере вмешивающихся в ее

течение.

Если мы обратимся к эпохе зарождения индийского общества, к далеким

ведическим временам, которые мы уже не способны понять, ибо мы утратили

видение и мироощущение людей той эпохи, мы увидим, что все там глубоко

символично. Религиозный институт жертвоприношений ежечасно и ежеминутно

управляет всей жизнью общества, и ритуал жертвоприношения во всех своих

проявлениях, до малейших деталей, мистически символичен, как показывает даже

самое поверхностное знакомство с Брахманами и Упанишадами. Появившаяся в

результате неверного истолкования теория, по которой жертвоприношение

совершалось исключительно для того, чтобы умилостивить богов, олицетворяющих

силы Природы, для достижения земного благополучия и райского блаженства,

порождена человечеством более позднего периода, которое уже подверглось

сильному влиянию интеллектуального и практического ума - практического даже

в религии и даже в своем мистицизме и символизме, а потому потеряло

способность проникнуться духом предков. Не только религиозные культы, но и

общественные институты того времени были насквозь пронизаны духом

символизма. Возьмем гимн Риг-Веды, который считается свадебным гимном,

посвященным брачному союзу двух людей, и который, конечно, использовался в

этом качестве в поздние ведические времена. Однако весь смысл гимна сводится

к описанию ряда последовательных бракосочетаний Сурьи, дочери Солнца, с

различными богами, и бракосочетание людей представляется здесь лишь делом

второстепенным, которое остается в тени божественной и мистической личности,

в полной мере ею обусловливается и воплощается в слово на ее языке.

Заметьте, однако, что божественное бракосочетание здесь не является, как

было бы в древней поэзии позднейших времен, неким декоративным образом или

поэтическим украшением, призванным выгодно оттенить и обрамить брачный союз

двух людей; напротив, человек здесь - второстепенный персонаж и отражение

божества. Эта характерная особенность и указывает на разительное отличие

древнего менталитета и современного