ничего и не говорит нам о том, каков глубинный смысл сменяющих друг
друга периодов, чем вызвана необходимость таких смен, какова конечная цель
всего процесса. И все же для того, чтобы понять природные законы Разума или
Материи, необходимо разложить их действие на известные нам элементы,
основные составляющие, главные силы, даже если в реальной жизни их выделить
невозможно. Я не стану останавливаться на том, как сам западный мыслитель
развивает свою идею. Предложенные им термины - если исследовать их
внутренние смысл и значение - могут все же пролить некоторый свет на глубоко
скрытую тайну нашей эволюции, и именно в этом направлении наиболее
целесообразно проводить исследование.
Если мы посмотрим на человеческое общество в том его состоянии, которое
представляется нам низшей ступенью или ранней стадией развития - не важно,
идет ли речь о народе диком или относительно культурном, экономически
развитом или отсталом, - мы неизбежно обнаружим ярко выраженный
символистический менталитет, который обусловливает мышление, обычаи и
установления этого общества или по крайней мере глубоко проникает в них. Что
же кроется за символизмом такого менталитета? На этой стадии развития, как
мы видим, общество всегда религиозно и проявляет в религии живое
воображение; ибо символизм и характерное для этого периода образное или
интуитивное религиозное чувство состоят в естественном родстве и (особенно в
ранних или примитивных общественных формациях) не отделимы друг от друга.
Когда же начинают преобладать интеллект, скептицизм и рациональность,
человек уже подготавливается к переходу в индивидуалистическое общество, а
эпоха символов и эпоха конвенций уходят в прошлое или теряют свое значение.
Таким образом, символ выражает некое присутствие, которое человек ощущает за
собой, по ту сторону своей жизни и деятельности: Божественное, боги,
беспредельное и глубокое безымянное, сокровенная, живая и непостижимая
природа вещей. Все религиозные и социальные институты, все мгновения и
периоды своей жизни человек представляет в виде символов, которые должны
выразить его знание или догадки о таинственных влияниях, скрытых за его
жизнью, формирующих и направляющих ее или по крайней мере вмешивающихся в ее
течение.
Если мы обратимся к эпохе зарождения индийского общества, к далеким
ведическим временам, которые мы уже не способны понять, ибо мы утратили
видение и мироощущение людей той эпохи, мы увидим, что все там глубоко
символично. Религиозный институт жертвоприношений ежечасно и ежеминутно
управляет всей жизнью общества, и ритуал жертвоприношения во всех своих
проявлениях, до малейших деталей, мистически символичен, как показывает даже
самое поверхностное знакомство с Брахманами и Упанишадами. Появившаяся в
результате неверного истолкования теория, по которой жертвоприношение
совершалось исключительно для того, чтобы умилостивить богов, олицетворяющих
силы Природы, для достижения земного благополучия и райского блаженства,
порождена человечеством более позднего периода, которое уже подверглось
сильному влиянию интеллектуального и практического ума - практического даже
в религии и даже в своем мистицизме и символизме, а потому потеряло
способность проникнуться духом предков. Не только религиозные культы, но и
общественные институты того времени были насквозь пронизаны духом
символизма. Возьмем гимн Риг-Веды, который считается свадебным гимном,
посвященным брачному союзу двух людей, и который, конечно, использовался в
этом качестве в поздние ведические времена. Однако весь смысл гимна сводится
к описанию ряда последовательных бракосочетаний Сурьи, дочери Солнца, с
различными богами, и бракосочетание людей представляется здесь лишь делом
второстепенным, которое остается в тени божественной и мистической личности,
в полной мере ею обусловливается и воплощается в слово на ее языке.
Заметьте, однако, что божественное бракосочетание здесь не является, как
было бы в древней поэзии позднейших времен, неким декоративным образом или
поэтическим украшением, призванным выгодно оттенить и обрамить брачный союз
двух людей; напротив, человек здесь - второстепенный персонаж и отражение
божества. Эта характерная особенность и указывает на разительное отличие
древнего менталитета и современного