и их непосредственных последователей - была
настойчивым утверждением объективного: обрядов, церемоний, власти, церковных
правительств, догм, внешних форм веры. Примером может служить вся внешняя
история религии в Европе, эта странная святотатственная трагикомедия
разногласий, кровопролитных споров, 'религиозных' войн, гонений,
государственных церквей и всего прочего, что является прямым отрицанием
духовной жизни. Лишь недавно люди начали всерьез задумываться над тем, что
есть на самом деле христианство, католицизм, ислам и каков их сокровенный
смысл, т. е. подлинная реальность и сущность.
Но теперь эта новая психологическая тенденция общественного сознания
заметно и быстро выходит на поверхность. Теперь у нас сформировалась
конценпция души нации, и, что более важно, мы действительно видим, как нации
ощупью ищут свои души, пытаются обрести их, всерьез стараются действовать
исходя из этого нового чувства и превращать его в сознательную движущую силу
жизни и деятельно-сти общества. И, разумеется, данная тенденция наиболее
сильно должна была проявиться в новообразовавшихся нациях или тех, которые
борются за свою самореализацию вопреки политической зависимости или
угнетенности. Им больше, чем кому-либо, необходимо почувствовать разницу
между собой и другими, чтобы получить возможность отстоять и доказать свое
право на индивидуальность как средство противодействия могучей сверхжизни,
стремящейся поглотить или уничтожить ее. Именно потому, что жизнь таких
наций развита слабо во внешних своих формах и при существующих
неблагоприятных обстоятельствах ей трудно утвердиться собственными усилиями,
у них есть больший шанс обрести свою индивидуальность и присущую ей силу
самоутверждения в сфере внутреннего, субъективного или по крайней мере во
всем, что имеет отношение к субъективному, психологическому миру.
Поэтому в нациях, оказавшихся в зависимом положении, тенденция к
самопознанию проявилась наиболее сильно, создав в некоторых из них новый тип
национального движения - как, например, в Ирландии и Индии. Именно в этом
заключался глубинный смысл движения свадеши в Бенгалии и ирландского
народного движения на его ранних стадиях, когда оно еще не стало чисто
политическим. В Индии выделение Бенгалии в субнацию с самого начала было
движением отчетливо субъективного характера, причем на последних стадиях
своего развития это движение стало субъективным вполне осознанно. Движение
1905 г. в Бенгалии утверждало совершенно новую концепцию нации - не просто
как страны, но как души, психологического, почти духовного существа, и даже
руководствуясь экономическими и политическими мотивами, оно старалось
оживить их этой субъективистской идеей и видело в них скорее средства
самовыражения, чем некую объективную данность, существующую саму по себе.
Однако не следует забывать, что на первых этапах эти движения осознанно
руководствовались старыми мотивами, порожденными объективным и главным
образом политическим самосознанием. Конечно, Восток всегда был более
субъективен, чем Запад, и оттенок субъективизма мы можем видеть даже в
политических движениях Востока - в Персии, Индии или Китае, и даже в очень
неоригинальном движении возрождения в Японии. Но сознательным этот
субъективизм стал лишь совсем недавно. Поэтому мы можем заключить, что
сознательный и намеренный субъективизм некоторых наций был только признаком
и предвестником изменений в масштабах всего человечества, и местные условия
лишь способствовали его становлению, сам же субъективизм никак не зависел от
этих условий и не являлся их следствием.
Этивсеобщиеизменения не вызывают никаких сомнений; они пред-ставляют
собой одно из главных проявлений современных тенденций в жизни нации и
общества. Сегодня все больше и больше наций принимает в качестве основного
принципа своей жизни концепцию, которую Ирландия и Индия первыми облекли в
окончательную формулу - 'быть самими собой', столь отличную от побуждений и
стремления зависимых или несчастных народов прошлого, которое сводилось
скорее к желанию 'быть как все'. Эта концепция чревата великими опасностями
и заблуждениями, но является важным условием осуществления того, что ныне
стало требованием Духа Времени к человеческой расе: руководствуясь
принципами субъективизма, она