тенденции, сколько в
новом коллективном самосознании человека в той организованной сфере его
жизни, которая в результате прошлого развития обрела наиболее устойчивую
форму - нации. Именно здесь субъективизм - либо виталистический, либо
психический - уже начал приносить первые ощутимые плоды, и именно здесь мы
увидим наиболее ясно реальное направление его развития, его недостатки,
таящиеся в нем опасности, а также истинный смысл и условия наступления
субъективистского века человечества и цель, к которой человеческое общество,
входя в новую фазу развития, предполагает прийти на этом широком витке
цикла.
Глава IV. Открытие души нации
Главный смысл и цель жизни индивида заключаются в его стремлении к
развитию собственного существа. Сознательно ли, полусознательно, или вовсе
бессознательно, блуждая в потемках, он всегда стремится - и стремится
справедливо - к самовыражению: обрести себя, открыть в себе закон и силу
собственного существа и реализовать их. Это главная, верная и неизбежная
цель человеческой жизни, ибо даже с учетом всех оговорок, при всех своих
ограничениях человек - это не просто эфемерное физическое творение, некая
форма разума и тела, которая возникает как целое и затем распадается, но
бытие, живое могущество вечной Истины, проявляющий себя дух. Равным образом
главный смысл и цель жизни общества, объединения людей или на-ции - это
стремление к самореализации; человеческое сообщество справедливо стремится
постичь свою суть, обрести понимание закона и силы собственного бытия и
осуществить их во всей полноте, реализовать все свои потенциальные
возможности, жить своей собственной самораскрывающейся жизнью. Причина все
та же: ибо человеческое сообщество - это тоже существо, живое могущество
вечной Истины, самопроявление космического Духа, и потому оно должно
выразить и осуществить своим способом и по мере своих способностей особую
истину, силу и предназначение космического Духа, заключенного в нем. Подобно
индивиду, нация или общество имеют тело, органическую жизнь, нравственный и
эстетический характер, развивающееся сознание, а за всеми этими видимыми
качествами и проявлениями - душу, ради которой все они существуют. Можно
даже сказать, что, подобно индивиду, нация или общество не обладают душой,
но сами по сути своей есть душа. Это объединенная душа, которая после того,
как она обрела свойственную лишь ей индивидуальность, должна становиться все
более самосознательной и реализовывать себя во все большей полноте по мере
развития своей коллективной деятельности, менталитета и органической
выражающей себя жизни.
Эта параллель между индивидом и обществом справедлива во всех
отношениях, ибо речь идет не просто о параллели, но об истинном тождестве их
природы. Различие состоит лишь в том, что общественная душа гораздо более
сложна, поскольку ее физическое существо слагается из великого множества
ментальных индивидов, обладающих частичным самосознанием, а не является
простым объединением клеток, существующих на уровне витального
подсознательного. Именно поэтому формы, которые она принимает вначале,
кажутся более грубыми, примитивными и искусственными; ибо перед ней стоит
более сложная задача, ей нужно больше времени, чтобы обрести себя, она более
текуча и не так легко поддается организации. Когда общественной душе удается
выйти из стадии полубессознательного самоформирования, ее первое отчетливое
осознание себя носит гораздо более объективный, нежели субъективный
характер. А там, где это осознание субъективно, оно скорее всего
поверхностно или неопределенно и неясно. Этот объективный характер
самосознания общественной души очень ярко проявляется в привычном
эмоциональном представлении о нации, которое сосредотачивается на самом
внешнем и материальном ее признаке - географическом - и выражается в любви к
земле, где мы живем, земле наших предков, земле нашего рождения: родине,
patria, vaterland, janmabhu_mi. Когда мы приходим к пониманию, что страна -
это только оболочка тела (хотя и очень живая оболочка, оказывающая влияние
на всю нацию), когда мы начинаем чувствовать, что истинным телом являются
люди, составляющие нацию как целое, и это тело вечно меняется, но всегда
остается одним и тем же, подобно телу отдельного человека, -