если не полностью уничтоженной, то по
крайней мере сильно разрушенной в результате войны), которая привела к
войне, и теперь, на фоне этого спасительного распада, происходит расчистка
поля человеческой жизни от главных препятствий, мешающих истинному развитию
и движению к более высокой цели.
Bся надежда человечества заключается в тех незрелых, пока еще слабо
проявленных тенденциях, которые несут в себе семена нового субъективного и
психического2 отношения человека к собственному бытию, к своим ближним и к
устройству своей личной и общественной жизни. Влияние этих тенденций можно
увидеть в новых концепциях детского образования и воспитания, получивших
широкое распро-странение в довоенные годы. Прежде образование ребенка
сводилось к чисто механическому воздействию на его природу и насильственному
подчинению жестким стандартам обучения и процесса познания, которые в
последнюю очередь принимали во внимание его индивидуальность и субъективные
качества; семейное же воспитание заключалось в постоянном подавлении и
принудительном формировании его привычек, мыслей и характера по образцу,
установленному кон-венциональными идеями или личными предпочтениями и
идеалами наставников и родителей. Открытие того, что образование должно
выявлять интеллектуальные и нравственные качества ребенка, максимально
развивать их и основываться на знании детской психологии, стало шагом вперед
к более здоровой, более ориентированной на личность системе обучения. Однако
и такая система далека от идеала, ибо она по-прежнему видит в ребенке
объект, который учитель должен обрабатывать и формировать - 'образовывать'.
Но здесь уже намечаются первые проблески понимания того, что каждое
человеческое существо представляет собой саморазвивающуюся душу и что задача
и родителей, и наставника состоит в том, чтобы дать возможность и помочь
ребенку самому образовывать себя, развивать свои умственные, нравственные,
эстетические и практические способности и свободно расти как самостоятельной
личности, которую нельзя мять, лепить, как тесто, по образу и подобию
воспитателей. Еще не открылось осознание того, что такое есть эта душа, или
того, что настоящий секрет заключается в помощи человеку (не важно,
взрослому или ребенку) в обретении своего глубинного 'я', подлинного
психического существа, скрытого внутри. Это психическое существо - если мы
позволим ему выйти на передний план и, тем более, если призовем его на
передовые позиции как 'главнокомандующего, возглавляющего поход', - возьмет
на себя всю задачу нашего образования и разовьет способности нашего
внутреннего разнопланового существа по реализации его потенциальных
возможностей, почувствовать которые или создать адекватную концепцию их
развития нам мешает механистический взгляд на человека и жизнь и основанные
на нем привычные шаблоны поведения и реагирования. Эти новые воспитательные
и образовательные методы прямым путем ведут к истинной реализации
потенциальных возможностей человека. Предпринимается попытка более тесно
соприкоснуться с психическим существом, скрытым за витальной и физической
ментальностью, а растущая вера в его возможности должна в конце концов
привести человека к открытию того, что по сокровенной природе своей он есть
душа и сознательная сила Божественного и что пробуждение этого подлинного
внутреннего человека и есть истинная цель воспитания и образования, да и
всей человеческой жизни, если человек хочет найти скрытую Истину и
глубочайший закон своего бытия и следовать им. Именно это знание древние
пытались выразить в религиозном и общественном символизме, и субъективизм
есть путь назад к утраченному знанию. Начинаясь с углубления внутреннего
опыта человека, продолжаясь как восстановление интуиции и самосознания в
масштабах всего человечества, возможно, на невиданном доселе уровне, этот
путь ведет к революционному преобразованию способа самовыражения человека на
социальном и коллективном уровне.
Между тем зарождающийся субъективизм, подготовливающий рождение нового
века, обнаружил себя не столько в отношениях между людьми или господствующих
идеях и тенденциях общественного развития, которые по-прежнему остаются в
основном рационалистиче-скими и материалистическими и лишь в незначительной
мере затронуты влиянием более глубокой субъективистской