верным
показателем виталистических тенденций века, тоже произошли революционные
изменения в сторону углубляющегося субъективизма. Великое объективное
искусство и литература прошлого больше не властны над разумом нового века.
Первой тенденцией, проявившейся как в философии, так и в литературе, стал
возрастающий психологический витализм, который стремился глубоко постичь и
описать самые неуловимые психологические импульсы и побуждения человека,
получающие внешнее выражение в его эмоциональных, эстетических и витальных
желаниях и деятельности. Созданные с великим мастерством и тонкостью, но без
глубокого проникновения в суть человеческого существования, творения эти
редко шли дальше изображения обратной стороны наших эмоций, чувств и
действий, которые они анализировали тщательно и детально, но не озаряли
светом широкого или глубокого знания. Возможно, эти произведения и
представляли интерес для своего времени, но как произведения искусства они
обычно уступали старой литературе, которая по крайней мере прочно
утвердилась в своей области за счет высокого и яркого мастерства. Они
описывали больше болезни Жизни, нежели ее здоровье и мощь, и бунт и мятеж ее
желаний - неистовых, а потому бессильных и неудовлетворенных, - а не
динамику их самовыражения и самоограничения. Но за этим движением, достигшим
высочайшей творческой силы в России, последовал поворот к более глубокому
психологическому искусству, музыке и литературе - скорее ментальным,
интуитивным, духовным, чем витальным, - которые отошли от поверхностного
витализма настолько далеко, насколько предшествовавшие ему искусство, музыка
и литература отошли от объективного разума прошлого. Это новое движение
всемерно стремилось, как и новый философский интуитивизм, сорвать покровы
видимого, постичь человеческим умом некое бытие, не выраженное явно,
прикоснуться и проникнуть в сокровенную душу вещей и явлений. Во многих
отношениях оно оставалось по-прежнему неустойчивым, не способным четко
определить цель поисков, недоразвитым по форме, но оно побудило человеческий
разум покинуть старую гавань и указало направление великого похода - похода
к открытию нового внутреннего мира, которое должно повлечь за собой создание
нового внешнего мира человека и общества. Похоже, искусство и литература
окончательно обратились к субъективным поискам того, что можно назвать
скрытой внутренней стороной вещей, и отошли от рационального и объективного
канона или внешней природы.
В сфере практической жизни уже набирают силу прогрессивные тенденции,
порожденные этим более глубоким субъективизмом. Правда, ничто пока не
получило устойчивого завершения, оставаясь на уровне предварительных
набросков и первых попыток нащупать материальную форму для воплощения этого
нового духа. То, что сегодня происходит в мире - недавние великие события,
такие, как чудовищное столкновение европейских стран1 и волнения и перемены
внутри них, которые предшествовали ему и за ним последовали, - является
скорее результатом хаотичных полуосознанных усилий примирить старую
интеллектуальную и материалистическую тенденцию с новым, пока еще
поверхностным, субъективистским и виталистическим импульсом, возникшим на
Западе. Последний, не подкрепленный подлинным внутренним ростом души,
неизбежно вынужден был искать поддержку в ней и использовать ее для своих
неограниченных притязаний на жизнь; мир двигался в направлении к ужасающе
совершенной организации общества, основанной на 'воле к жизни' и 'воле к
власти', и именно это движение ввергло мир в пучину Войны, а ныне нашло или
ищет для себя новые формы жизни, которые яснее обнаруживают его главную идею
и мотив. Асурический или даже ракшасический характер1 недавнего мирового
конфликта объясняется этой страшной комбинацией ложно направленной
виталистической побудительной силы с великой силой поставленного ей на
службу интеллекта, использовавшего изощренную логику в качестве своего
орудия и дух совершенной материалистической Науки в качестве своего джинна,
могущественного творца великих, осязаемых и бездушных чудес. Война была
взрывом получившейся таким образом горючей смеси, и хотя она покрыла мир
руинами, вполне вероятно, что ее последствия подготовили распад той
чудовищной комбинации сил (оказавшейся