сильно влияют на его психологию и ограничивают ее, в основе своей
она определяется не ими, хотя постоянно реагирует на них, незаметно
обуславливает их проявления и даже преобразовывает их силой психологических
запросов человека к жизни. Сама экономическая структура государства и
общественных институтов определяется психологией человека - его ожиданиями
относительно возможностей, обстоятельств и тенденций жизни, уровень которых
отражает соотношение между разумом-душой человечества и его жизнью-телом.
Следовательно, для того, чтобы найти истину явлений и в соответствии с ней
вывести закон своего существования, он должен пойти глубже и постичь
субъективную тайну себя самого и явлений, равно как и их объективные формы и
внешнее окружение.
Какое-то время человек может пытаться осуществлять это силой
критического и аналитического разума, с помощью которого он уже продвинулся
довольно далеко; но это не может продолжаться долго. Ибо в своем изучении
себя и мира он рано или поздно оказывается наедине с душой в себе и душой в
мире и прозревает в ней сущность столь глубокую, столь сложную, столь полную
сокровенных тайн и сил, что перед ней интеллект обнаруживает свою полную
неспособность к исследованию, поскольку не в состоянии озарить ее своим
светом: он может успешно применять свой анализ лишь к тем вещам, которые
лежат на поверхности или близко к ней. Тогда потребность в бо-лее глубоком
знании подвигает человека на раскрытие новых сил и средств, заключенных в
нем самом. Он обнаруживает, что может полностью познать себя лишь развивая
активное самосознание, а не просто самокритику; все больше и больше
погружаясь в свою душу и действуя в согласии с ее велениями, а не барахтаясь
на поверхности; обретая сознательную гармонию с тем, что скрывается за его
ограниченным интеллектом и за пределами его поверхностной психологии;
просвещая свой разум и насыщая энергией свое действие за счет более
глубокого света и силы, которым он открывается. В этом процессе
рационалистический идеал начинает отступать перед идеалом интуитивного
знания и более глубокого самоосознания; ориентация на утилитарный критерий
уступает место стремлению к самосознанию и самореализации; обыкновение жить
в согласии со зримыми законами физической Природы заменяется попыткой жить
согласно скрытым Закону, Воле и Силе, которые активно действуют в жизни мира
и во внутренней и внешней жизни человечества.
Все эти тенденции, хотя и в незрелом, зачаточном и слаборазвитом виде,
ныне явно обнаружились в мире и растут день ото дня с заметной скоростью. Их
распространение и все усиливающееся влияние означают переход от порожденного
индивидуализмом рационалистического и утилитарного периода развития к более
великому- субъективистскому веку. Этот переход начинается с быстрого
превращения философ-ских течений в широкие и глубокие учения, опровергающие
старые концепции, и стремительного разрушения старых заповедей. Материализм
девятнадцатого века уступил место сначала свежему и глубокому витализму,
который принял разнообразные формы - от учения Ницше о 'воле к жизни' и
'воле к власти' как основе и законе жизни до новой плюралистической и
прагматической философии, которая плюралистична, поскольку сосредотачивает
внимание скорее на жизни, чем на душе, и прагматична, поскольку пытается
толковать бытие скорее с позиции силы и действия, чем света и знания. Эти
философские тенденции, которые до недавнего прошлого, до начала Великой
войны1, оказывали значительное влияние на жизнь и мысль Европы, особенно во
Франции и Германии, были не просто поверхностным отходом от интеллектуализма
к жизни и действию - хотя умы неглубокие часто трактовали их именно так; они
были попыткой серьезно исследовать Жизнь-Душу вселенной и жить исходя из нее
и по методу своему тяготели к глубокой психологичности и субъективизму.
Вслед за ними, заполняя пустое место, образовавшееся после дискредитации
старого рационалистического интеллектуализма, начал возникать новый
интуитивизм, который пока еще неясно сознает свой внутренний импульс и
природу и ищет в формах и силах Жизни то, что скрывается за внешней стороной
Жизни, а порой даже предпринимает все еще неуверенные попытки открыть
опечатанные двери Духа.
В мировом искусстве, музыке и литературе, которые всегда служат