Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 1)

сильно влияют на его психологию и ограничивают ее, в основе своей

она определяется не ими, хотя постоянно реагирует на них, незаметно

обуславливает их проявления и даже преобразовывает их силой психологических

запросов человека к жизни. Сама экономическая структура государства и

общественных институтов определяется психологией человека - его ожиданиями

относительно возможностей, обстоятельств и тенденций жизни, уровень которых

отражает соотношение между разумом-душой человечества и его жизнью-телом.

Следовательно, для того, чтобы найти истину явлений и в соответствии с ней

вывести закон своего существования, он должен пойти глубже и постичь

субъективную тайну себя самого и явлений, равно как и их объективные формы и

внешнее окружение.

Какое-то время человек может пытаться осуществлять это силой

критического и аналитического разума, с помощью которого он уже продвинулся

довольно далеко; но это не может продолжаться долго. Ибо в своем изучении

себя и мира он рано или поздно оказывается наедине с душой в себе и душой в

мире и прозревает в ней сущность столь глубокую, столь сложную, столь полную

сокровенных тайн и сил, что перед ней интеллект обнаруживает свою полную

неспособность к исследованию, поскольку не в состоянии озарить ее своим

светом: он может успешно применять свой анализ лишь к тем вещам, которые

лежат на поверхности или близко к ней. Тогда потребность в бо-лее глубоком

знании подвигает человека на раскрытие новых сил и средств, заключенных в

нем самом. Он обнаруживает, что может полностью познать себя лишь развивая

активное самосознание, а не просто самокритику; все больше и больше

погружаясь в свою душу и действуя в согласии с ее велениями, а не барахтаясь

на поверхности; обретая сознательную гармонию с тем, что скрывается за его

ограниченным интеллектом и за пределами его поверхностной психологии;

просвещая свой разум и насыщая энергией свое действие за счет более

глубокого света и силы, которым он открывается. В этом процессе

рационалистический идеал начинает отступать перед идеалом интуитивного

знания и более глубокого самоосознания; ориентация на утилитарный критерий

уступает место стремлению к самосознанию и самореализации; обыкновение жить

в согласии со зримыми законами физической Природы заменяется попыткой жить

согласно скрытым Закону, Воле и Силе, которые активно действуют в жизни мира

и во внутренней и внешней жизни человечества.

Все эти тенденции, хотя и в незрелом, зачаточном и слаборазвитом виде,

ныне явно обнаружились в мире и растут день ото дня с заметной скоростью. Их

распространение и все усиливающееся влияние означают переход от порожденного

индивидуализмом рационалистического и утилитарного периода развития к более

великому- субъективистскому веку. Этот переход начинается с быстрого

превращения философ-ских течений в широкие и глубокие учения, опровергающие

старые концепции, и стремительного разрушения старых заповедей. Материализм

девятнадцатого века уступил место сначала свежему и глубокому витализму,

который принял разнообразные формы - от учения Ницше о 'воле к жизни' и

'воле к власти' как основе и законе жизни до новой плюралистической и

прагматической философии, которая плюралистична, поскольку сосредотачивает

внимание скорее на жизни, чем на душе, и прагматична, поскольку пытается

толковать бытие скорее с позиции силы и действия, чем света и знания. Эти

философские тенденции, которые до недавнего прошлого, до начала Великой

войны1, оказывали значительное влияние на жизнь и мысль Европы, особенно во

Франции и Германии, были не просто поверхностным отходом от интеллектуализма

к жизни и действию - хотя умы неглубокие часто трактовали их именно так; они

были попыткой серьезно исследовать Жизнь-Душу вселенной и жить исходя из нее

и по методу своему тяготели к глубокой психологичности и субъективизму.

Вслед за ними, заполняя пустое место, образовавшееся после дискредитации

старого рационалистического интеллектуализма, начал возникать новый

интуитивизм, который пока еще неясно сознает свой внутренний импульс и

природу и ищет в формах и силах Жизни то, что скрывается за внешней стороной

Жизни, а порой даже предпринимает все еще неуверенные попытки открыть

опечатанные двери Духа.

В мировом искусстве, музыке и литературе, которые всегда служат