в соответствии с индивидуальными способностями. Мы больше никак не
можем признавать идеальным такое устройство общества, при котором отдельные
классы присваивают себе право на развитие и пользование всеми социальными
благами, лишая этого права других и предоставляя им одни лишь обязанности
социального служения. Теперь стало ясно, что развитие и благоденствие
общества предполагают развитие и благоденствие каждого отдельного его члена,
а не просто процветание в целом, которое на практике сводится к богатству и
власти одного или двух сословий. Эта концепция была полностью воспринята
всеми прогрессивными народами и лежит в основе социалистической тенденции
современного мира. Но в дополнение к ней индивидуализм открыл еще одну,
более глубокую истину: личность является не просто социальной единицей; ее
существование, ее право и притязание на жизнь и развитие основаны не только
на роде ее деятельности и общественном положении. Человек не просто член
сообщества себе подобных, улья или муравейника; он сам по себе уже есть
нечто - душа, существо, которое должно реализовать свою собственную
индивидуальную истину и закон, а равно исполнить природную или
предназначенную ему роль в воплощении истины и закона коллективного
существования1. Он требует свободы, жизненного пространства, возможности
активного действия для своей души, своей природы, для той могущественной и
громадной силы, которой общество так не доверяет и которую в прошлом
старалось либо подавить вообще, либо направить в чисто духовную область -
т.е. для индивидуальной мысли, воли и совести. Если человеку суждено в конце
концов сплавить их в единое целое, то этим целым будет не господствующая
мысль, воля и совесть общества, но нечто высшее - и он, как и все, должен
получить возможность и помощь для свободного восхождения к этому высшему.
Такова идея, истина, которая, снискав интеллектуальное признание Европы,
безоговорочно принявшей ее внешний, поверхностный аспект, сходится по
сокровенной сути своей с глубочайшими и высочайшими духовными концепциями
Азии и должна сыграть важную роль в формировании будущего.
Глава III. Приход субъективистского века
Внутренне предопределенная цель, стремление, оправдание,
психологическая первопричина, общая тенденция индивидуалистического века
человечества - все сводится к одной главной потребности: необходимости
нового открытия основополагающих истин жизни, мысли и действия, обросших
ложью шаблонных конвенциональных форм, в которых уже умерла истина идей,
давших рождение этим конвенциям. Вначале может показаться, что проще всего
было бы вернуться к самим исходным идеям и высвободить ядро их истины из
плотно обволакивающей его скорлупы конвенции. Но на этом пути существует
серьезное практическое препятствие; есть и другое препятствие, которое лежит
не на поверхности, но ближе к глубинным законам развития души в человеческом
обществе. Воскрешение старых исходных идей, ныне до неузнаваемости
искаженных конвенцией, на практике чревато нежелательными последствиями, ибо
спустя какое-то время конвенции, которые Дух Времени стремится перерасти,
обретают прежнюю силу и - когда глубинная тенденция к поиску истины
ослабевает - могут восстановить свою власть. Они возрождаются, несомненно,
видоизмененные, но по-прежнему могущественные; начинается новый процесс
обволакивания, и истина обрастает еще более сложной ложью. И будь даже все
иначе, человечеству, чтобы развиваться, нет никакой необходимости постоянно
возвращаться к старым идеям. Ему необходимо двигаться вперед к более полному
осуществлению, в котором старые идеи - если они вообще сохранились - должны
быть преобразованы и заменены новыми, более высокими идеями. Ибо истина,
лежащая в основе вещей, вечна и неизменна, но ее ментальные образы,
жизненные формы, физические воплощения требуют постоянного изменения и
роста.
Именно этот принцип и закон необходимости оправдывают век
индивидуализма и рационализма и делают его, сколь бы краток он ни был,
обязательным периодом цикла. Временное господство критического разума,
действие которого во многом разрушительно, безусловно необходимо для
прогресса человечества. В Индии со времени великого переворота,
произведенного в мысли и жизни нации буддизмом,