Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 1)

в соответствии с индивидуальными способностями. Мы больше никак не

можем признавать идеальным такое устройство общества, при котором отдельные

классы присваивают себе право на развитие и пользование всеми социальными

благами, лишая этого права других и предоставляя им одни лишь обязанности

социального служения. Теперь стало ясно, что развитие и благоденствие

общества предполагают развитие и благоденствие каждого отдельного его члена,

а не просто процветание в целом, которое на практике сводится к богатству и

власти одного или двух сословий. Эта концепция была полностью воспринята

всеми прогрессивными народами и лежит в основе социалистической тенденции

современного мира. Но в дополнение к ней индивидуализм открыл еще одну,

более глубокую истину: личность является не просто социальной единицей; ее

существование, ее право и притязание на жизнь и развитие основаны не только

на роде ее деятельности и общественном положении. Человек не просто член

сообщества себе подобных, улья или муравейника; он сам по себе уже есть

нечто - душа, существо, которое должно реализовать свою собственную

индивидуальную истину и закон, а равно исполнить природную или

предназначенную ему роль в воплощении истины и закона коллективного

существования1. Он требует свободы, жизненного пространства, возможности

активного действия для своей души, своей природы, для той могущественной и

громадной силы, которой общество так не доверяет и которую в прошлом

старалось либо подавить вообще, либо направить в чисто духовную область -

т.е. для индивидуальной мысли, воли и совести. Если человеку суждено в конце

концов сплавить их в единое целое, то этим целым будет не господствующая

мысль, воля и совесть общества, но нечто высшее - и он, как и все, должен

получить возможность и помощь для свободного восхождения к этому высшему.

Такова идея, истина, которая, снискав интеллектуальное признание Европы,

безоговорочно принявшей ее внешний, поверхностный аспект, сходится по

сокровенной сути своей с глубочайшими и высочайшими духовными концепциями

Азии и должна сыграть важную роль в формировании будущего.

Глава III. Приход субъективистского века

Внутренне предопределенная цель, стремление, оправдание,

психологическая первопричина, общая тенденция индивидуалистического века

человечества - все сводится к одной главной потребности: необходимости

нового открытия основополагающих истин жизни, мысли и действия, обросших

ложью шаблонных конвенциональных форм, в которых уже умерла истина идей,

давших рождение этим конвенциям. Вначале может показаться, что проще всего

было бы вернуться к самим исходным идеям и высвободить ядро их истины из

плотно обволакивающей его скорлупы конвенции. Но на этом пути существует

серьезное практическое препятствие; есть и другое препятствие, которое лежит

не на поверхности, но ближе к глубинным законам развития души в человеческом

обществе. Воскрешение старых исходных идей, ныне до неузнаваемости

искаженных конвенцией, на практике чревато нежелательными последствиями, ибо

спустя какое-то время конвенции, которые Дух Времени стремится перерасти,

обретают прежнюю силу и - когда глубинная тенденция к поиску истины

ослабевает - могут восстановить свою власть. Они возрождаются, несомненно,

видоизмененные, но по-прежнему могущественные; начинается новый процесс

обволакивания, и истина обрастает еще более сложной ложью. И будь даже все

иначе, человечеству, чтобы развиваться, нет никакой необходимости постоянно

возвращаться к старым идеям. Ему необходимо двигаться вперед к более полному

осуществлению, в котором старые идеи - если они вообще сохранились - должны

быть преобразованы и заменены новыми, более высокими идеями. Ибо истина,

лежащая в основе вещей, вечна и неизменна, но ее ментальные образы,

жизненные формы, физические воплощения требуют постоянного изменения и

роста.

Именно этот принцип и закон необходимости оправдывают век

индивидуализма и рационализма и делают его, сколь бы краток он ни был,

обязательным периодом цикла. Временное господство критического разума,

действие которого во многом разрушительно, безусловно необходимо для

прогресса человечества. В Индии со времени великого переворота,

произведенного в мысли и жизни нации буддизмом,