что в нем
разовьется устойчивая система общественных моральных норм и традиций и
утвердится социалистическое учение, в истинности которого никому не будет
позволено усомниться, фактически и, вероятно, даже теоретически, поскольку
подобные сомнения могут скоро потрясти или даже подорвать систему. Таким
образом, у нас появится новый типический строй, который, основываясь на
чисто экономическом законе и функции, гунакарме, вследствие подавления
индивидуальной свободы быстро превратится в застывшую систему
рационалистических конвенций. И в конечном счете этот статичный строй
неизбежно будет разрушен с наступлением нового индивидуалистического века
мятежа, движущей силой которого станут, вероятно, принципы крайнего
философского анархизма.
С другой стороны, существуют силы, которые, похоже, могут пресечь такое
развитие или изменить его линию, прежде чем оно достигнет своего угрожающего
завершения. Во-первых, рационалистическая и естественная Наука изживает себя
и в скором времени должна будет отступить под мощным напором
психологического и психического1 знания, в результате чего неминуемо
утвердится совершенно новый взгляд на человека и перед человечеством
откроются новые горизонты. В то же время Век Разума явно подходит к концу;
свежие идеи распространяются по миру и воспринимаются со знаменательной
скоростью - идеи, неизбежно препятствующие преждевременному установлению
любого типического строя, основанного на экономическом рационализме;
динамичные идеи, вроде ницшевской 'воли к жизни', бергсоновского
'превосходства интуиции над рассудком' или новейшей тенденции немецкой
философской мысли, признающей супрарациональные способности человека и
супрарациональную иерархию истин. Уже начинает формироваться другой
менталитет и уже ищут приложения на практике такие концепции, которые
предвещают смену индивидуалистического века общества не новым типическим
строем, а веком субъективизма, который вполне может стать великим и
плодотворным переходом к совершенно иной цели. И можно спросить, а не
находимся ли мы уже в предрассветном сумраке нового периода человеческого
цикла?
Во-вторых, Запад в ходе своего триумфального завоевания мира пробудил
дремлющий Восток и вызвал там усиление борьбы между привнесенным западным
индивидуализмом и старым конвенциональным принципом общественного
устройства. Последний - где быстро, а где медленно - разрушается, но его
место вполне может занять нечто совершенно отличное от западного
индивидуализма. Некоторые, правда, полагают, что Азия повторит европейский
Век Разума со всем его материализмом и антирелигиозным индивидуализмом в то
время, как сама Европа будет продвигаться вперед, к новым формам
общест-венной жизни и идеям; но это в высшей степени маловероятно. Напротив,
все свидетельствует о том, что индивидуалистический период на Востоке не
продлится долго, а рационализм и отрицание религии не будут его характерными
особенностями. И если Восток в результате своего пробуждения последует своим
собственным путем и создаст новую общественную формацию и культуру, то это
непременно окажет громадное влияние на дальнейшее развитие мировой
цивилизации; силу его вероятного воздействия мы можем оценить уже по тем
значительным результатам, которые дал первый прилив идей с еще не
пробужденного Востока в Европу. Каким ни окажется это влияние, оно в любом
случае не будет способствовать переустройству общества в соответствии с
механистически-экономическими представлениями - тенденцией, которая
продолжает преобладать в сознании и жизни на Западе. Влияние Востока
скажется скорее в движении к субъективизму1 и подлинной духовности, в
открытии нашего физического существования более высоким идеалам, чем
здравые, но ограниченные цели, которые определяет грубая материальная
природа жизни и тела.
Но, что самое важное, в своем открытии личности век индивидуализма в
Европе сформулировал среди идей-сил будущего две наиболее могущественные,
которые уже не сможет полностью искоренить никакая следующая за ним реакция.
Первая из них, ныне повсеместно признанная, - это демократическая концепция
права каждого индивида как члена общества на жизнь и развитие во всей
полноте