Шри Ауробиндо. Человеческий циклОцените этот текст:Не читал10987654321СодержаниеFine HTMLPrinted versiontxt(Word,КПК)Lib.ru html
Шри Ауробиндо. Человеческий цикл
---------------------------------------------------------------
Перевод: Андрей Шевченко (sriaurobindo(а)mail.ru)
Date: 30 Aug 2003
---------------------------------------------------------------
Глава I. Цикл развития общества
Современная Наука, завороженная величием своих открытий в области
естествознания и объявляющая Материю единственной реальностью, давно
пытается построить на основании одних лишь физических данных изучение Души,
Разума и тех проявлений Природы в человеке и животном, для исследования
которых знание психологии столь же важно, сколь и знание любой другой
естественной науки. При таком подходе сама психология опирается на
физиологию и тщательное исследование деятельности мозга и нервной системы.
Поэтому неудивительно, что в истории и социологии основное внимание
уделялось объективным данным - законам, общественным установлениям,
ритуалам, традициям, экономическому развитию и факторам - в то время как
более глубокие явления психологического характера, столь важные в
деятельности такого разумного, эмоционального, творчески мыслящего существа,
как человек, совершенно упускались из виду. Такого рода наука склонна
объяснять исторические события и общественное развитие экономической
необходимостью или причиной, т.е. экономикой в самом широком смысле этого
слова. Некоторые историки даже отрицают или не принимают во внимание - как
нечто крайне несущественное - воздействие мысли и влияние мыслителя на
развитие общественных институтов. Они полагают, например, что Французская
революция произошла бы в силу одних лишь экономических предпосылок-именно
так, как она произошла, и в то же самое время- даже если бы Руссо и Вольтер
не написали ни строчки, а философская мысль девятнадцатого века не создала
смелые и радикальные теории.
Однако в последнее время Материя как первооснова, всесторонне
объясняющая Разум и Душу, начала ставиться под сомнение и зародилось
движение за освобождение человеческого сознания от поглощенности
естественной наукой, хотя пока дело не пошло дальше нескольких неуклюжих
робких попыток. Тем не менее в этих попытках можно увидеть первые проблески
осознания того, что за экономическими движущими силами и причинами
социального и исторического развития действуют глубинные силы
психологического характера и, может быть, даже силы самой души; и вот в
довоенной Германии, стране рационализма и материализма, которая в течение
последних полутора веков была еще и колыбелью новой мысли и оригинальных
учений - хороших и плохих, благотворных и разрушительных, один самобытный
ученый создал и явил свету первую психологическую теорию истории. Первым
попыткам на новом поприще редко сопутствует полный успех, и немецкий
историк, создавая свою теорию, напал на блестящую идею, однако не сумел ни
развить ее более детально, ни достаточно глубоко исследовать. Он по-прежнему
не мог освободиться от представления о крайней важности экономического
фактора, и, кроме того, его теория, как и вся европейская наука, соотносила,
классифицировала и упорядочивала явления куда более успешно, чем объясняла.
Тем не менее в ее основной идее заключена глубокая истина, некое прозрение,
поэтому имеет смысл рассмотреть некоторые из ее положений, особенно в свете
восточной мысли и опыта.
Создатель теории, Лампрехт, взяв за основу европейскую и, в частности,
немецкую историю, предположил, что человеческое общество проходит в своем
развитии через определенные четко различимые психологические стадии, которые
он называет соответственно символистической, типической, конвенциональной1,
индивидуалистической и субъективистской. Таким образом, человеческое
общество - любая нация или цивилизация - в своем развитии воспроизводит
некий психологический цикл. Очевидно, что подобные классификации грешат
излишней жесткостью и подменяют витки и зигзаги Природы прямой линией ума.
Психология человека и человеческих обществ слишком сложна и объединяет
слишком много разносторонних и противоречивых тенденций, чтобы подвергать ее
точному и формальному анализу такого рода. Да эта теория психологического
цикла