Шри Парамаханса Йогананда

Автобиография монаха (Часть 1)

метод отнюдь не почитают. Насекомые полновластно царили

во всех помещениях, и я был искусан с головы до ног. Гуру пожалел

меня.

'Купи для себя полог, да и для меня тоже'. Он засмеялся и прибавил:

'Если ты купишь только один, все москиты набросятся на меня!'.

Я был вне себя от радости, выполняя это распоряжение. И всякий раз,

когда я ночевал в Серампуре, гуру просил меня устновить пологи над

кроватями.

Но однажды ночью, когда нас окружила целая туча москитов, учитель

забыл отдать свое обычное распоряжение. Со страхом прислушивался я к

жужжанию насекомых, предвкушавших пир. Ложась в постель, я прочел

умилостивляющую молитву, адресовав ее москитам. Через полчаса я

притворно кашлянул, чтобы привлечь внимание гуру; мне казалось, что я

сойду с ума от укусов и в особенности от поющего гудения, которым

москиты отмечали свое кровавое пиршество.

Однако учитель даже не шевельнулся в ответ. Я осторожно приблизился.

Он не дышал. То был первый случай, когда я наблюдал его вблизи в

состоянии йогического транса, и это наполнило меня страхом.

'Должно быть, у него остановилось сердце!' Я поднес к носу зеркало--на

нем не появилось никакой влаги от дыхания. Чтобы полностью убедиться,

я зажал пальцами рот и нос. Тело оставалось холодным и неподвижным.

Пораженный я бросился к двери, чтобы звать на помощь.

'Так! Многообещающий экспериментатор! Бедный мой нос!--Голос учителя

дрожал от сдерживаемого смеха.--Почему ты не ложишься спать? Разве

весь мит должен измениться ради тебя? Изменись сам, освободись от

осознания москитов!'

Я покорно побрел к себе на кровать. Ни один москит более не подлетел

ко мне. Я понял, что гуру согласился на употребление пологов лишь для

того, чтобы доставить мне удовольствие; его же москиты не тревожили.

При помощи силы йоги он мог помешать им кусать его, а при желании мог

также достичь внутренней неуязвимости.

'Он дал мне наглядный урок,--подумал я,--именно такого сотояния йоги,

которого я должен стремиться достичь'. Истинный йогин способен

вступить в состояние сверхсознания и пребывать в нем, не взирая на

множество отвлекающих моментов, которые никогда не перестанут

существовать на земле: жужжание насекомых, палящий зной полудня! Нужно

отключиться от сигналов внешнего мира. Тогда придут и сцены внутренних

сфер, более чудесные, чем в раю /5/.

В ашраме москиты преподали мне и другой урок. Как-то в час нежных

сумерек гуру бысподобно и несравненно объяснял древний текст, а я

сидел у его ног, погрузившись в совершенный мир. Вдруг в эту идилию

проник свирепый поскит и тут же поглотил все внимание. Он вонзил свое

ядовитое жало прямо в мое бедро, и я автоматически поднял руку для

того, чтобы отплатить ему. Но тут же отложил наказание, ибо услужливая

память предложила мне афоризм Патанджали об ахинсе, или непричинении

зла /6/.

--Ну, что же ты не закончил свое дело?

--Учитель, Вы защищаете отнятие жизни?

--Нет, но в уме ты уже нанес смертельный удар.

--Не понимаю.

--Ахинсой Патанджали называет устранение желания убивать,--Шри

Юктешвар читал в моем уме, как в открытой книге.--Этот мир не

приспособлен для буквального выполнения ахинсы. Человек может

оказаться вынужденнм уничтожить вредное существо. Однако ничто не

вынуждает его ощущать при этом гнев или вражду. Все формы жизни

обладают правом на существование в атмосфере майи. Святой, раскрывший

тайны творения, будет находиться в гармонии с бессчисленными

смущающими явлениями. Все люди могут понять эту истину, победив в себе

страсть к разрушению.

--Гуруджи, нужно ли приносить себя в жертву, чтобы не убить дикого

зверя?

--Нет, тело человека драгоценно. Оно обладает высочайшей эволюционной

ценностью из-за своих уникальных головных и спинных центров. Они дают

возможность продвинутой личности в полном объеме схватить и выразить

самые возвышенные аспекты божественного. Ни одна из низших форм не

приспособлена для этого. Верно, что человек впадает в долг малого

греха, если он вынужден убивать животное или иное живое существо. Но

святые мастры учат нас, что жертвовать человеческим телом по

пустякам--значить совершать серьезное нарушение закона кармы.

Я вздохнул с облегчением, ибо писания не всегда одобряют естественные

инстинкты человека.

Насколько мне известно, учитель никогда не встречался с леопардом или

тигром. Но смертоносная корба оказалась однажды прямо перед ним,

однако лишь для того, чтобы оказаться побежденной силой любви. Такой

случай произошел в Пури, где у учителя был второй ашрам на