пределами мысли' или даже пытались, подобно Брэдли, выразить
свои выводы о нем в терминах, которые напоминают некоторые выражения в
'Арье'. Сама по себе эта идея не нова, она стара, как Веды. В других формах
она была повторена буддизмом, христианским гностицизмом, суфизмом.
Первоначально она была открыта не интеллектуальным размышлением [не работой
мыслящего интеллекта], но путем мистического следования внутренней духовной
дисциплине. Когда - где-то между VII и V вв. до Рождества Христова люди,
как на Востоке, так и на Западе, начали интеллектуализировать знание, эта
Истина уцелела [выжила] на Востоке; на Западе, где интеллект стали
признавать единственным и наивысшим орудием [для] открытия Истины, она
начала отмирать [to fade]. Но и там она все-таки постоянно пытается
возродиться [to return]; ее воскресили неоплатоники, а теперь, как
представляется, неогегельянцы и другие (например, русский Успенский и один
или два немецких мыслителя, я полагаю), кажется, подходят к ней [достигают
ее]. И все-таки здесь есть разница.
На Востоке, особенно в Индии, метафизики [metaphysical thinkers]
пытались, как и на Западе, установить природу высшей Истины посредством
интеллекта. Но, во-первых, они не возводили интеллектуальное мышление в ранг
наилучшего орудия в открытии Истины, но ставили его на второе место. Первое
место всегда отводилось духовной интуиции и озарению, духовному опыту;
интеллектуальное заключение, которое противоречило этому Высшему
авторитету, считалось недействительным. Во-вторых, каждая философия была
вооружена практическим путем достижения высшего состояния сознания, таким
образом, даже когда начинали с Мысли, цель состояла в том, чтобы прийти к
состоянию за пределами ментального мышления. Основоположник всякой философии
(как и те, кто продолжал его работу или школу) совмещал в себе
мыслителя-метафизика и йогина. Те же, кто были лишь
философами-интеллектуалами [рационалистами, умосозерцателями], уважались
за их ученость [learning], но никогда не возводились в ранг открывателей
истины. А философии, которые не имели достаточно мощных средств [для
достижения] духовного опыта, вымирали, становились принадлежностями
прошлого, так как они не были действенным средством [they were not dynamic]
для духовного открытия и реализации.
На Западе же утвердилась как раз противоположная традиция. Мысль,
интеллект, логический ум стали все более и более рассматриваться как высшее
средство и даже как высший предел [highest end]; в философии мысль есть и
данность, и предел [is the be-all and the end-all. И именно посредством
интеллектуального мышления и умозрения должна быть открыта истина; даже для
духовного опыта требовалось, чтобы он прошел проверку разума, только тогда
он будет иметь силу - позиция, прямо противоположная индийской. Даже те, кто
понимает, что ментальная Мысль должна быть преодолена, и допускает
сверхразумное Иное, по-видимому, не избегают того ощущения, что [именно]
посредством ментальной Мысли, очищенной и видоизмененной [sublimating and
transmuting itself], должна быть достигнута и оформлена [made] эта иная
Истина, чтобы занять место ментальных ограничений и неведения. И опять-таки
западная мысль перестала быть динамичной [действенным средством]; она
стремилась к [построению] теории бытия, а не к [его] реализации [it has
sought after a theory of things, not after realisation]. Она еще была
динамичной у древних греков, но, скорее, для моральных и эстетических, чем
для духовных выводов [ends]. Позже она стала еще более чисто
интеллектуальной и академичной; она стала чистым умозрением [intellectual
speculation only] без каких бы то ни было практических путей и средств
достижения Истины посредством духовного эксперимента, духовного открытия,
духовной трансформации. Если бы не это различие, не было бы никаких
оснований для ищущих, подобных вам, обращаться за помощью [for guidance] к
Востоку, ибо в чисто интеллектуальной сфере западные мыслители так же
компетентны, как любой восточный мудрец. Но именно этот духовный путь,
дорога, которая ведет за пределы интеллекта, переход от внешнего существа к
сокровенному Я [Self] был покинут чрезмерной интеллектуальностью
европейского разума.
В выдержках из Брэдли и Иоахима, к которым вы отсылаете меня, все еще
присутствует интеллект, размышляющий над тем, что лежит за его пределами, и
приходящий к интеллектуальным, рассудочным, умозрительным заключениям
относительно него. Он не является действенным средством [dynamic] для
изменения,