Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 2)

мы приближаемся к подлинному решению.

_Вполне может случиться так, что в самом начале [супраментальная] тенденция

[endeavour] не будет прогрессировать быстро даже на этой, своей первой

решающей стадии; возможно, потребуются целые столетия усилий для того,

чтобы осуществилось своего рода постоянство рождения. Но в этом вовсе нет

необходимости, поскольку принципом подобных изменений в Природе является,

по-видимому, долгое завуалированное приготовление, за которым следует

стремительная конденсация и низвержение элементов в новое рождение, быстрая

конверсия, трансформация, которая в своей светоносной спонтанности

[luminous moment] кажется чудом. Даже по достижении первой решающей стадии

очевидно, что все человечество будет не способно подняться до этого уровня.

Не может не быть разделения на тех, кто сможет жить на духовном уровне, и

тех, кто сможет жить только в свете, который нисходит оттуда на уровень

ментальный. А еще ниже может оказаться огромная масса тех, которые

испытывают влияние свыше, но еще не готовы к восприятию света. Но даже это

будет трансформацией и начинанием, выходящими далеко за пределы того, что

было достигнуто до сих пор. Эта иерархия не будет означать, как в нашем

нынешнем витальном бытии, эгоистического превосходства более развитых над

неразвитыми, просто старшие братья поведут за собой младших, постоянно

трудясь, чтобы поднять их к более великому духовному уровню и более широким

горизонтам. Но и для водителей это восхождение к первым духовным планам не

будет концом божественного марша, кульминацией, после которой на земле

будет нечего делать. Ибо внутри сферы супраментального будут еще более

высокие уровни, *)

*) Согласно Шри Ауробиндо, существуют еще три ступени, или три плана,

сознания внутри Суперразума. Здесь, представляется, преждевременно

останавливаться на этом.

--

о чем было известно древним поэтам Вед, когда они говорили о духовной жизни

как о постоянном восхождении_ (%46).

Жрецы слова взбираются по тебе, как по лестнице, о имеющий сотни сил.

По мере того, как восходишь от вершины к вершине, становится ясным

многое из того, что еще предстоит сделать. *)

*) Риг Веда I.10.1.

На самом деле за все эти столетия мы заложили некие Основания: основы

самосохранения и благосостояния посредством нашей науки, основы

милосердия посредством наших религий и морали, основы красоты и гармонии

посредством нашего искусства и, наконец, ментальную основу с ее ювелирной

отточенностью - но все это является основой для _чего-то иного_.

Поглощенные своим усилием к совершенствованию, мы видим великую Работу лишь

с какой-то одной стороны: со стороны земного бессмертия, подобно риши, или

вечной Перманентности, подобно Будде, или со стороны милосердия,

благосостояния, да сколько их еще, точек зрения! Но ведь не играть же вечно

в кубики, как дети! Ведь ни одна из этих точек зрения не достигает ни

полноты, ни завершенности, являясь отрицательным определением настоящих

правил Игры, которых мы не знаем. На самом деле еще ничего не началось!

Что, собственно, началось?.. Может быть, для начала от нас требуется хотя бы

иметь понятие об Игре - только и всего! - и она начнется. Какие приключения

нужны еще нам? Со времен Жюля Верна они полностью исчерпали себя. Что они

дали нам? Ничего. Все кануло в Лету. Какая война, какая революция еще стоит

того, чтобы за нее проливали кровь? Все наши Эвересты покорены, глубины

морей - и те подвластны нам, все контролируется и все исчислено вплоть до

стратосферы. И, может быть, все это ради того, чтобы подвести нас к

единственно возможному выходу в этом задыхающемся мире, к единственно

подлинному открытию? Ведь поверив в свою близорукость и представив себя

этакими слепышами, мы решили 'исправить' великий внутренний Глаз и наши

вселенские крылья, заменив их какими-то машинами. Но теперь все это железо,

все эти машины прессуют нас самих! И, может быть, в этом есть великий

смысл: заставить нас поверить в то, что мы не хуже машин, что мы все-таки

превосходим свои же изобретения. 'Они бродят и бродят вокруг, калечась и

спотыкаясь - как слепые, ведомые слепцом', - давно уже говорили Упанишады

(Мундака Упанишада I.2.8). Не пришло ли время направить взор поверх всех

наших игрушек и начать Игру? Вместо того, чтобы копать лопатами,

бульдозерами, евангелиями и нейтронами, давайте поднимем целину сознания и

бросим _то_ семя на ветры времени, и пусть жизнь наконец начнется.

_Земнорожденные, покорные и Силе, и Судьбе,