но как элементы, каждый из которых обладает
своей интенсивностью внутри непрерывной космической Гармонии. И это
происходит не потому, что глобальное сознание не способно видеть то, что мы
называем уродством, злом или страданием, - просто все связано между собой
во всеобъемлющей вселенской игре, где каждый объект имеет свое место и
назначение. Это объединяющее, а не разъединяющее сознание. Степень единения
- это точная мера совершенства глобального разума. Более того, вместе с
видением этого единства - видением Божественным (Божественное уже не
является чем-то предполагаемым или представляемым - мы видим его, касаемся
его, становимся им самим, причем естественным образом, как наше сознание
касается света) - глобальное существо воспринимает повсюду один и тот же
свет, во всех существах и предметах так же, как воспринимает его в своем
'я'. Нет уже ни разделяющих пустот, ни пробелов неизвестности; все купается
в единой субстанции. Человек [реализовавший глобальное сознание] чувствует
всеобщую любовь, всеобщее понимание, всеобщее сострадание ко всем другим
'я' - тем, кто тоже движется к своей божественности или, скорее, постепенно
становится светом, которым все они уже являются.
Таким образом, глобального сознания мы можем достичь многими различными
путями: религиозной самоотдачей, поэтическими, интеллектуальными,
художественными или героическими усилиями - всем, что помогает человеку
преодолеть себя. Особое место отводил Шри Ауробиндо искусству, считая его
одним из главных средств духовного прогресса. К сожалению, творческие и
художественно одаренные натуры обычно наделены сильным эго, это преграждает
им путь и является основным препятствием. Религиозный человек, который
работает над тем, чтобы растворить на пути к совершенству свое эго, может
продвинуться дальше, но ему редко удается достичь универсальности своими
индивидуальными усилиями. Он, скорее, выпрыгивает за пределы
индивидуальности, отталкивая от себя лестницу и не заботясь о том, чтобы
развить все промежуточные ступени своего сознания; когда же он достигает
'вершины': то у него уже либо нет лестницы для того, чтобы вернуться вниз,
либо он не желает возвращаться, либо нет индивидуального 'я', которое могло
бы выразить то, что он видит; или же это его старое индивидуальное 'я' изо
всех сил пытается выразить его новое сознание, если у него вообще есть
потребность что-то выражать. Риши Вед, которые дают нам, наверное,
единственный пример систематического и непрерывного духовного восхождения
от плана к плану, являются одними из величайших поэтов, которых когда-либо
знала Земля. Шри Ауробиндо показал это в своей работе 'Тайна Вед'. Слово
_кави_ означает одновременно 'видящий Истину' и 'поэт'. Человек был поэтом
потому, что он был пророком. Это очевидный, но совсем забытый факт.
Поэтому, наверное, имеет смысл сказать несколько слов об искусстве как о
средстве восхождения сознания и особенно в поэзии глобального разума.
Поэзия мантр
Планы сознания характеризуются не только различной интенсивностью
светящихся вибраций, но и различными звуковыми вибрациями или ритмами,
которые можно услышать, имея 'ухо ушей', о котором говорится в Ведах. Звуки
или образы, светы или силы, или существа - это различные аспекты одного и
того же Существования, которое проявляет себя по-разному и с различной
интенсивностью в зависимости от плана. Чем ниже нисходишь по лестнице
сознания, тем более фрагментарными становятся звуковые вибрации, а вслед за
ними и свет, и существа, и силы. На витальном плане, например, мы можем
слышать нестройные и дребезжащие вибрации Жизни, подобные некоторым
музыкальным произведениям, исходящим из этого плана, или некоторым видам
витальной живописи, или поэзии, в которых отражается изломанный и
многокрасочный ритм витального. Чем выше поднимаешься, тем более
гармоничными, согласованными и обтекаемыми становятся вибрации, что-то
похожее слышится иногда в струнных квартетах Бетховена, которые, кажется,
уносят нас единым духом ввысь, к сверкающим вершинам чистого света. Энергия
музыки передается уже количеством используемых средств, не ярко окрашенными
вспышками, но высоким внутренним напряжением. Сама частота вибрации
превращает радугу цветов в чистую белизну, в единую ноту, такую высокую,
что она кажется недвижимой, как бы замершей в вечности - в
одну-единственную звуко-цвето-силу, которая, может быть, как раз и есть
священный слог индусов ОМ - _Слово, сокрытое в пламени горнем_ (%35). 'В
начале было