Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 2)

но как элементы, каждый из которых обладает

своей интенсивностью внутри непрерывной космической Гармонии. И это

происходит не потому, что глобальное сознание не способно видеть то, что мы

называем уродством, злом или страданием, - просто все связано между собой

во всеобъемлющей вселенской игре, где каждый объект имеет свое место и

назначение. Это объединяющее, а не разъединяющее сознание. Степень единения

- это точная мера совершенства глобального разума. Более того, вместе с

видением этого единства - видением Божественным (Божественное уже не

является чем-то предполагаемым или представляемым - мы видим его, касаемся

его, становимся им самим, причем естественным образом, как наше сознание

касается света) - глобальное существо воспринимает повсюду один и тот же

свет, во всех существах и предметах так же, как воспринимает его в своем

'я'. Нет уже ни разделяющих пустот, ни пробелов неизвестности; все купается

в единой субстанции. Человек [реализовавший глобальное сознание] чувствует

всеобщую любовь, всеобщее понимание, всеобщее сострадание ко всем другим

'я' - тем, кто тоже движется к своей божественности или, скорее, постепенно

становится светом, которым все они уже являются.

Таким образом, глобального сознания мы можем достичь многими различными

путями: религиозной самоотдачей, поэтическими, интеллектуальными,

художественными или героическими усилиями - всем, что помогает человеку

преодолеть себя. Особое место отводил Шри Ауробиндо искусству, считая его

одним из главных средств духовного прогресса. К сожалению, творческие и

художественно одаренные натуры обычно наделены сильным эго, это преграждает

им путь и является основным препятствием. Религиозный человек, который

работает над тем, чтобы растворить на пути к совершенству свое эго, может

продвинуться дальше, но ему редко удается достичь универсальности своими

индивидуальными усилиями. Он, скорее, выпрыгивает за пределы

индивидуальности, отталкивая от себя лестницу и не заботясь о том, чтобы

развить все промежуточные ступени своего сознания; когда же он достигает

'вершины': то у него уже либо нет лестницы для того, чтобы вернуться вниз,

либо он не желает возвращаться, либо нет индивидуального 'я', которое могло

бы выразить то, что он видит; или же это его старое индивидуальное 'я' изо

всех сил пытается выразить его новое сознание, если у него вообще есть

потребность что-то выражать. Риши Вед, которые дают нам, наверное,

единственный пример систематического и непрерывного духовного восхождения

от плана к плану, являются одними из величайших поэтов, которых когда-либо

знала Земля. Шри Ауробиндо показал это в своей работе 'Тайна Вед'. Слово

_кави_ означает одновременно 'видящий Истину' и 'поэт'. Человек был поэтом

потому, что он был пророком. Это очевидный, но совсем забытый факт.

Поэтому, наверное, имеет смысл сказать несколько слов об искусстве как о

средстве восхождения сознания и особенно в поэзии глобального разума.

Поэзия мантр

Планы сознания характеризуются не только различной интенсивностью

светящихся вибраций, но и различными звуковыми вибрациями или ритмами,

которые можно услышать, имея 'ухо ушей', о котором говорится в Ведах. Звуки

или образы, светы или силы, или существа - это различные аспекты одного и

того же Существования, которое проявляет себя по-разному и с различной

интенсивностью в зависимости от плана. Чем ниже нисходишь по лестнице

сознания, тем более фрагментарными становятся звуковые вибрации, а вслед за

ними и свет, и существа, и силы. На витальном плане, например, мы можем

слышать нестройные и дребезжащие вибрации Жизни, подобные некоторым

музыкальным произведениям, исходящим из этого плана, или некоторым видам

витальной живописи, или поэзии, в которых отражается изломанный и

многокрасочный ритм витального. Чем выше поднимаешься, тем более

гармоничными, согласованными и обтекаемыми становятся вибрации, что-то

похожее слышится иногда в струнных квартетах Бетховена, которые, кажется,

уносят нас единым духом ввысь, к сверкающим вершинам чистого света. Энергия

музыки передается уже количеством используемых средств, не ярко окрашенными

вспышками, но высоким внутренним напряжением. Сама частота вибрации

превращает радугу цветов в чистую белизну, в единую ноту, такую высокую,

что она кажется недвижимой, как бы замершей в вечности - в

одну-единственную звуко-цвето-силу, которая, может быть, как раз и есть

священный слог индусов ОМ - _Слово, сокрытое в пламени горнем_ (%35). 'В

начале было