местом испытания вакцины, которая принесет пользу
миллионам людей; сам Шри Ауробиндо часто называл его _лабораторией_. Это
можно легче понять, если мы примем во внимание, что каждый индивидуум
представляет собой определенную совокупность вибраций и находится в
контакте с определенной зоной Подсознательного. Каждый из этих миров, на
вид таких разнообразных, состоит на самом деле из нескольких характерных
вибраций; за многообразием форм (или, вернее, деформаций), существ, мест и
событий внутри данной зоны на деле стоит одна и та же вибрация. Когда мы
станем немного сознательными и начнем нисходить в Подсознательное и сможем
работать там, не будучи при этом подавленными, то мы будем удивлены, иногда
до смешного, что некоторые люди, которых мы знаем и которые внешне
совершенно не похожи с ментальной и витальнои точки зрения, являются почти
одинаковыми и равнозначными в Подсознательном! Их почти невозможно
отличить друг от друга. То есть люди, принадлежащие к разным
вероисповеданиям, различным культурным уровням, разным социальным классам
и даже к различным культурным воззрениям, могут относиться к одному и тому
же _типу_ и быть совершенно одинаковыми в Подсознательном, _как будто вы
видите их одного сквозь другого_, - говорит Мать, это какая-то
удивительная разновидность взаимного наложения [суперпозиции]. Мы видим
таким сквозным способом лишь двух, трех человек, потому что наше видение
ограничено, но если бы мы обладали тотальным видением, то мы бы увидели за
ними тысячи и тысячи людей, размещенных по четко определенным зонам.
Некоторых людей никогда не увидишь вместе в Подсознательном, хотя они могут
быть близки друг к другу во внешней жизни, и наоборот. И становится
понятным, каким образом эта 'всеземная' работа обретает мировые масштабы:
_Каждый индивидуум, - говорит Мать, - это инструмент, предназначенный для
овладения некоторой совокупностью вибраций, которая представляет его
особое поле деятельности_ (работы). Каждый из нас в силу своих
положительных качеств _и своих пороков_ имеет доступ к особой зоне
всеземного сознания, эта зона и есть наш участок в общей (коллективной)
трансформации. Поэтому мы теперь понимаем, почему вся трансформация не
может быть осуществлена одним индивидом: потому что как бы он ни был
велик, как бы ни была сложна его внутренняя организация, какой бы обширной
ни была его колонизация ментального, витального и подсознательного, он
представляет только _одну_ совокупность вибраций. Самое большее, что он
может сделать - это преобразовать тот тип вибраций, который он
представляет, - но и это сомнительно, потому что в конечном счете все
взаимосвязано. Понятно также, почему святые не могли достичь трансформации,
вакцина создается не святостью, а той долей болезни человечества, которую
имеешь смелость встретить лицом к лицу и взять на себя. Болезнь
присутствует и в том, и в другом случае, но один человек закрывает на это
глаза и уносится в экстазе, тогда как другой засучивает рукава и
принимается за работу со своими пробирками. Когда один давний ученик
горько сетовал на то, какая человеческая мешанина собрана в ашраме и какие
'невозможные' люди живут в нем, Шри Ауробиндо отвечал: _Необходимо, или
даже неизбежно, чтобы в Ашраме , который является 'лабораторией'...
духовной и супраментальной йоги, человечество было представлено
разнообразно. Ибо проблема трансформации должна включать в себя все виды
элементов как благоприятствующих, так и противостоящих. Один и тот же
человек есть на самом деле смешение этих двух элементов. Если осуществлять
йогу будут лишь люди саттвичные [добродетельные] и развитые люди, не
имеющие в себе особых витальных затруднений, то вполне может случиться,
что затруднение, которое представляет витальный элемент в земной природе,
не будет выявлено и преодолено, из-за чего усилия пропадут даром_ (%38).
Другой ученик писал Шри Ауробиндо в минуту раскаяния: 'Что мы за ученики!..
Вам нужно было бы выбрать или призвать кого-нибудь из лучшего теста - хотя
бы, вот как X. ...' Шри Ауробиндо отвечал: _Что касается учеников, я
согласен! - Да, но будет ли этот лучший материал, если он существует,
типичным для человечества? Занятия с несколькими исключительными типами
едва ли решат проблему. И согласятся ли они следовать моим путем - вот еще
один вопрос. И если их подвергнуть испытанию, не проявится ли в них
внезапно обыкновенная человеческая природа - это следующий вопрос (%39).
Я не хочу иметь сотни или тысячи учеников. Достаточно, если у меня будет
сотня