очень сложным, но все равно это
всего лишь один закон - и полная трансформация не может быть осуществлена
только через это единственное существо, через одно-единственное тело. В
одиночку вы можете достичь собственного совершенства, вы можете обрести
бесконечность и совершенство в своем сознании. Внутренняя реализация не
имеет границ. Но реализация внешняя, напротив, неизбежно ограничена, и для
осуществления некого всеобщего действия необходим какой-то минимум
физических носителей._
В 1940 г., после четырнадцати лет индивидуальной концентрации, Шри
Ауробиндо и Мать открыли двери своего ашрама. Начался третий период
трансформации, период, который сегодня принял мировые масштабы.
ТРЕТИЙ ПЕРИОД - АШРАМ
Эта подглава имеет (к сожалению) лишь историческое значение. Теперь,
после ухода Матери в 1973 г., условия в Ашраме *)
*) Следует различать Ашрам Шри Ауробиндо и Ауровиль - международный
город, основанный Матерью под эгидой ЮНЕСКО в 1968 г. в 8 км от Пондишери;
это две совершенно разные организации (прим.пер.).
--резко изменились. Вряд ли 'Ашрам Шри Ауробиндо' представляет собою сегодня
нечто большее, чем просто некоторое преуспевающее учреждение. О
подробностях работы Матери после ухода Шри Ауробиндо в 1950 г., а также о
событиях, которые сопровождали ее уход в 1973 г., можно прочитать в
'Агенде Матери' (13 т., где воспроизводятся записанные на магнитофон
рассказы Матери о работе в теле с 1951 по 1973 г.) и в биографии Матери,
написанной Сатпремом (в 3 т.): I._Божественный материализм, II. Новый вид,
III. Мутация смерти_.
В Индии 'ашрам' - это обычно духовная или религиозная община, члены
которой, направляемые Учителем, отрекаются от всего мирского, предаются
медитации, концентрации и йогическим упражнениям для того, чтобы достичь
'освобождения'. Можно предполагать, что ашрам Шри Ауробиндо имеет мало
общего с этим определением - разве лишь то, что у Шри Ауробиндо и Матери
было несколько учеников. Его нельзя назвать ни каким-то экзотическим
монастырем, ни обителью уединения, покоя, защиты от внешнего мира; это было
больше похоже на кузницу: _Этот Ашрам был создан ... не для отречения от
мира, но как центр и поле практики для эволюции иного вида и иной формы
жизни_ (%32). Еще до своего ареста в Бенгалии, во времена, когда Шри
Ауробиндо даже не помышлял о создании ашрама, он уже говорил: _Духовная
жизнь находит свое самое мощное выражение в человеке, который живет обычной
человеческой жизнью вливая в нее силу Йоги. ... Именно благодаря такому
союзу внутренней и внешней жизни человечество в конце концов возвысится и
станет могущественным и божественным_ (%37). Поэтому он хотел, чтобы его
ашрам был полностью в повседневной жизни, прямо в гуще всего обычного,
мирского, потому что именно здесь, а не на вершинах Гималаев, должна
осуществиться трансформация. В главном здании жила Мать и здесь же - могила
Шри Ауробиндо. Более 1200 учеников всех национальностей и всех социальных
слоев, мужчин, женщин и четырех- или пятисот детей были рассеяны по всему
городу (Пондишери), занимая домов триста, а то и больше. У этого ашрама
не было стен, которые могли бы защитить; защитить мог лишь собственный
внутренний свет, мир с его базаром был тут же, рядом.
Любой человек Запада, который приходил в ашрам с намерением обрести
покой и изучать 'йогу', бывал, конечно, крайне разочарован. Во-первых,
никто не пытался его ничему учить (необходимо было, скорее 'отучиваться'),
не было ни занятий, ни 'учения', за исключением работ Шри Ауробиндо и
'_Вопросов и ответов_' Матери, которые имел в распоряжении каждый (как,
впрочем, и информацию обо всех других учениях, традиционных и
нетрадиционных). Не было и никаких правил. Ученику предстояло все открыть
самому, внутри себя, в гуще активной жизни. Он был предоставлен самому
себе. Да и как можно создать какие-то ментальные правила для работы,
охватывающей все уровни эволюции - ментальный, витальный и психический,
все человеческие типы и все традиции (некоторые ученики были воспитаны как
христиане, другие - как даосы, мусульмане, буддисты, атеисты и т.д.)?!
Каждый должен был обрести свою собственную истину, а не истину соседа.
Некоторые верили в добродетели аскетизма - несмотря на все то, что говорил
об этом Шри Ауробиндо, - и жили в уединении, как аскеты, другие
предпочитали дзюдо или футбол, третьи любили книги и учение, а четвертые
их не любили, некоторые занимались торговлей и производили нержавеющую
сталь, духи, сахар (причем тоннами!)